Статистика

Влияние справедливости оценки результатов труда на мотивацию, поведение и эффективность деятельности работников

Актуальность исследования. Одной из ключевых задач в Российской экономике является повышение производительности труда. Среди различных способов повышения производительности труда существуют способы, которые помогают повысить её за счёт организационных изменений, таковыми могут быть изменения в существующих способах оценки эффективности работников, распределения заработной платы, продвижения по служебной лестнице и т.д.

Метаанализ множества исследований организационной справедливости [31] показал, что наряду с продуктивностью воспринимаемая справедливость оказывает влияние на трудовое поведение работников (экстраролевое и антиролевое) и на доверие. При этом в научной литературе не отражена роль социального и экономического обменов в этом процессе. В отечественной психологии практически отсутствуют исследования в области организационной справедливости: есть только отдельные исследования Гулевич [12; 13].

Поэтому нами был сделан вывод об актуальности проблемы организационной справедливости и необходимости исследований механизма социального и экономического обменов, посредством которых воспринимаемая справедливость оценки влияет на эффективность работы, ведь мечта каждого руководителя - это эффективные сотрудники.

В настоящем исследовании рассматривается то, каким образом можно добиться повышения производительности труда за счёт усиления воспринимаемой справедливости оценки эффективности работников.

Объект исследования. Воспринимаемая справедливость оценки результатов труда работников.

Предмет исследования. Влияние воспринимаемой справедливости оценки результатов труда на поведение и эффективность деятельности работников.

Цель исследования. Изучить психологические механизмы, объясняющие влияние воспринимаемой справедливости оценки результатов труда на поведение, эффективность деятельности работников.

Задачи исследования:

. Рассмотреть понятие воспринимаемой организационной справедливости, выделить её типы и описать процесс формирования суждений о справедливости оценки.

2. Проанализировать исследования, в которых изучались факторы, усиливавшие восприятие справедливости оценки, её влияние на поведение, эффективность работников.

. Рассмотреть психологические механизмы, позволяющие объяснить, каким образом воспринимаемая справедливость оценки работников влияет на поведение и эффективность деятельности работников.

. Разработать модель, объясняющую, как воспринимаемая справедливость оценки работников влияет на их поведение, эффективность деятельности и сформулировать гипотезу исследования.

. Разработать процедуру полевого исследования, связанного с введением новой процедуры оценки эффективности в организации и последующим сравнением последствий этой процедуры вместо той, которая применяется в данной организации.

. Сформировать выборку, провести исследование, проверить гипотезу.

Гипотезы исследования:

. Замена системы аттестации работников другой, которая воспринимается ими более справедливой, будет повышать эффективность их работы, экстраролевое поведение, и снижать антиролевое поведение.

2. Замена системы аттестации работников другой, которая воспринимается ими более справедливой, будет повышать их доверие к организации, экономический и социальный обмен.

организационная справедливость поведение персонал

3. Влияние справедливости системы аттестации работников на эффективность работы и антиролевое поведение будет опосредоваться доверием к организации, экономическим и социальным обменом, а на экстраролевое - доверием к организации и социальным обменом.

Научная новизна. Как показывает анализ литературы, до сих пор не проводились исследования в России, изучавших влияние справедливости оценки на эффективность деятельности работников. В России данная проблематика только развивается.

Практическая значимость. Результаты могут быть использоваться для разработки более эффективных процедур оценки работников в различных организациях.

Метод исследования: полевой эксперимент.

Влияние организационной справедливости на трудовое поведение и эффективность деятельности работников