Статистика

Роль социального и экономического обмена во влиянии восприятий организационной справедливости на эффективность деятельности и трудовое поведение работников

В соответствии с теорией социального обмена организация может формировать с работником два типа отношений - отношения экономического и отношения социального обмена.

Первый тип отношений формируется при поступлении на работу в организации и предусматривает набор взаимных прав и обязательств, фиксирующихся в форме контракта, подписываемого обеими сторонами. Дальнейшая судьба таких отношений зависит от того, в какой степени стороны его выполняют, в первую очередь сама организация. В частности, когда работники видят, что организация старается выполнять свои обязательства, - назначает задачи, соответствующие квалификации работников и кругу их обязанностей, обеспечивает их необходимыми ресурсами, оценивает результаты их выполнения и вознаграждает в соответствии с оговоренными критериями, - то работники расценивают такие действия организации справедливыми. В такой ситуации в большинстве случаев работники стремятся отвечать соблюдением обязательств со своей стороны, что ведет к укреплению отношений экономического обмена, основными следствиями которого являются добросовестное выполнение своих обязанностей и желание придерживаться тех форм поведения, которые диктуются их трудовой ролью. Иными словами, восприятие организационной справедливости стимулирует отношения экономического обмена, что будет сопровождаться повышением эффективности работы (в той мере, в какой работники заинтересованы в вознаграждениях за превышение норм ее выполнения, установленных организацией) и избеганием антиролевых действий, связанных с нарушением ролевых ожиданий в отношении работника со стороны организации. Однако укрепление одних только отношений экономического обмена не будет стимулировать со стороны работников экстраролевых действий, поскольку они также выходят за рамки ролевых ожиданий со стороны организации и не предусмотрены трудовыми ролями работников, зафиксированными в контрактах.

Второй тип отношений, отношения социального обмена, обычно формируется уже после поступления на работу в организацию. В отличие от экономического обмена, отношения социального обмена базируются не на соблюдении формальных обязательств сторон, зафиксированных в контракте, а на взаимной симпатии и уважении друг к другу. Такая симпатия и уважение является еще одной формой вознаграждения, получаемого работниками в организации, и проявляется в ответ на выполнение ожиданий, не фиксирующихся ни в каких контрактах. Как и в случае экономического обмена, укрепление отношений социального обмена зависит от того, в какой степени в них заинтересована сама организация. Если работники видят, что организация не ограничивается одними только отношениями экономического обмена, а демонстрирует к ним свою симпатию и уважение, то они еще выше начинают оценивать организационную справедливость, в результате чего в большинстве случаев у них возникает желание отвечать такой же симпатией и уважением. Но поскольку такую симпатию нельзя продемонстрировать одним только добросовестным выполнением своих трудовых ролей (которое осуществляется в рамках экономического обмена), для этого работники могут прибегать к иным способам такой демонстрации. В частности, они могут выходить за рамки предписанных трудовых ролей, повышая те стороны эффективности работы, которые не охватываются формальной системой вознаграждений, и вовлекаясь в действия, которые могут выходить за рамки их формальных обязанностей, но при этом приносить пользу своей организации.

Иными словами, усиление восприятия организационной справедливости, обусловленное стремлением организации к отношениям социального обмена будет также сопровождаться повышением эффективности работы (в тех аспектах работы, которые не охватываются формальной системой вознаграждений) и вовлечением работников в различные формы экстраролевого поведения [31; 33]. Как и в случае экономического обмена, социальный обмен будет препятствовать антиролевому поведению, но не потому, что оно нарушает ролевые ожидания организации и противоречит принятой на себя работниками трудовой роли, а потому, что оно выглядит неблагодарностью за ту симпатию и поддержку со стороны организации, которую они ценят и стараются сохранять.

Социальный и экономический обмен роднит то, что ни тот, ни другой не могут существовать без взаимного доверия работников и организации. Как таковое доверие может выступать как предпосылкой обоих типов обмена (наряду с восприятием организационной справедливости), так и следствием их укрепления (наряду с эффективностью, экстраролевым и антиролевым поведением). Ввиду такой специфической "сквозной" роли доверия его можно рассматривать как коррелят обоих типов обмена, не сводимый полностью ни к одному из них, и потому способный играть некоторую самостоятельную роль в механизмах экономического и социального обмена.

Предполагаемая связь социального, экономического обмена и доверия с восприятиями организационной справедливости (процедурной и дистрибутивной) и организационными последствиями изображена на Рисунке 1.2.

Перейти на страницу:
1 2 3