Процедура исследования |
Исследование состояло из 3 этапов. На первом этапе, проводившемся в ноябре-декабре 2011 года, осуществлялся предварительный контрольный замер изучаемых переменных, таких как воспринимаемая справедливость системы аттестации, доверие к организации, экономический обмен, социальный обмен, экстраролевое трудовое поведение, антиролевое трудовое поведение и эффективность работы. Контрольный замер предполагал анкетирование (см. Приложение 1) и экспертную оценку (см. Приложение 2) всех 60 участников. Данные о воспринимаемой справедливости систем аттестации, доверии к организации и социальном и экономическом обмене собирались от самих работников, а данные об экстраролевом, антиролевом трудовом поведении и эффективности работы от экспертов, в качестве которых выступали непосредственный руководитель и коллега. Также на этом этапе осуществлялся отбор критериев для оценки эффективности работы, и разрабатывалась процедура аттестации, которую предстояло реализовать в экспериментальной группе на втором этапе. Для выявления критериев использовалось интервью, которое проводилось с участниками экспериментальной группы (работниками отдела технического обслуживания) в составе небольших групп из 3-5 человек. Участникам сообщалось, что исследование посвящено созданию системы справедливой оценки работников, и предлагалось указать критерии, по которым, по их мнению, следует оценивать ту работу, которую они выполняют в своем отделе (см. Приложение 3). После сбора критериев от участников им также предлагался список критериев, сформированный в ходе предварительной беседы с их непосредственным руководителем, с просьбой оценить такие критерии и выбрать те, которыми можно дополнить предложенный ими набор критериев. Участники поощрялись высказывать свои сомнения и возражения. Решение о конечном наборе критериев принималось, если с такими критериями была согласна вся группа. В завершение группа ранжировала отобранные критерии по степени их важности. После формирования перечня критериев они включались в анкету, использовавшуюся для оценки эффективности работы сотрудников отдела в ходе аттестации (см. Приложения 4А и 4Б, критерии приведены в соответствии с их важностью, где наиболее важным является критерий, описанный в первом пункте), и разрабатывалась процедура проведения аттестации (см. раздел "Независимые переменные") Второй этап проводился в конце января 2012 года и состоял из двух частей. Первая часть была связана с повторным контрольным замером тех же самых переменных, что и на первом этапе (см. Приложения 1 и 2), вторая - с внедрением новой системы аттестации в экспериментальной группе (см. раздел "Независимые переменные"). На третьем, заключительном этапе, проводившемся примерно через два месяца после внедрения новой системы аттестации, в начале апреля 2012 года, проводился третий контрольный замер тех же самых переменных (см. Приложения 1 и 2), позволявший отследить различия в зависимых переменных в экспериментальной и контрольной группе. |