Понятие организационной справедливости и формирование работниками восприятий организационной справедливости |
Справедливость - одно из базовых понятий человеческой культуры. Первое представление об её сущности, формах и роли в обществе возникло в социальной философии. На протяжении многих веков философы рассматривали справедливость как основной принцип, лежащий в основе идеального общественного устройства, обеспечивающий кооперацию между людьми и, как следствие, выживание человечества. Постепенно это понятие стало активно использоваться в разговорной и письменной речи при обсуждении различных социальных проблем. Во многих сообществах справедливость приобрела статус ценности наряду с безопасностью, миром, порядком, свободой, семьёй и трудом, а её восстановление стало одним из мотивов поведения людей. Справедливость также рассматривается как важный критерий, в соответствии с которым человек оценивает окружающих людей и события. Она определяет личное и деловое общение людей [9; 12]. Понимание справедливости менялось со временем, и тем интересна его эволюция, для того чтобы осознать его влияние на человека и человечество. Большой вклад в формулирование и объяснение справедливости внесли величайшие умы человечества. Стремление людей к справедливости, поиск ее смысла, критериев составляют одну из наиболее значимых страниц истории. Уже на самых ранних этапах развития человечества вопрос справедливости, несомненно, занимал людей [1]. Понятие справедливости - одно из наиболее трудно определяемых, несмотря на то, что за справедливость пролито не меньше крови, чем за землю и золото. Справедливость в жизни людей рассматривалась как один из принципов, регулирующих взаимоотношения между людьми по поводу распределения (перераспределения), в том числе взаимного (в обмене, дарении - отдаривании), социальных ценностей [20; 25]. Представления людей о справедливости выполняют различные функции. Представления о справедливости влияют на оценку человеком окружающих его людей, событий, явлений, на эмоциональное и физическое состояние человека; представления о справедливости оказывают влияние на самооценку и самоэффективность человека, а также они определяют мотивацию, намерения и поведение человека. Именно последний аспект будет рассматриваться в настоящем исследовании [14]. Так как справедливость является принципом, регулирующим отношения между людьми как членами сообщества и в качестве таковых имеющими определенный статус, наделенными обязанностями и правами, многие мыслители, начиная с Платона и Аристотеля, рассматривали справедливость как социальную добродетель [25]. Ещё Аристотель в учении о добродетелях говорил о некоторых видах справедливости [19]. · Ретрибутивная (воздающая) справедливость предполагает соразмерность деяния и воздаяния (типичная ее форма - талион: "око за око; зуб за зуб; кость за кость"). Воздающая справедливость предполагает действие субъекта, который воздает благом или злом за реальное или воображаемое благо или зло, полученное ранее или предполагаемое к получению. · Коммутативная (обменивающая, меновая) справедливость построена на теории свободных рыночных обменов. Она возможна только в том случае, если участники взаимодействия вступают в добровольные отношения на основе взаимной выгоды. · Распределительная (дистрибутивная) справедливость предполагает определенную схему распределения между членами социальной группы (общества) каких-либо благ или тягот: "каждому по рангу", "каждому по заслугам", "каждому по труду и т.п. Это распределение может осуществляться равно или неравно. В настоящее время распределительная (дистрибутивная) справедливость), о которой говорил Аристотель, часто рассматривается синонимом социальной справедливости [17; 25]. Размышления о справедливости не прекращались, и из русла философии они переходили далее и в смежные дисциплины. Размышления на эту тему продолжаются и до сих пор. В начале 60-х годов 20 века возникает новая волна изучения справедливости в различных сферах жизни, в том числе и в организации [18]. Справедливость - один из ключевых параметров оценки организационного взаимодействия. Он оказывает влияние на аттитюды, эмоции и организационное поведение сотрудников [7; 11]. Справедливость - также один из ключевых параметров, по которым сотрудники оценивают процессы, происходящие в организации. Прием на работу, аттестация, повышение, распределение отпусков и увольнение - это лишь некоторые решения, при восприятии которых люди обращаются к этому критерию. |