Статистика

Общее представление о европейской системе ценностей предпринимательства

Отдельные комплексы могут быть рассмотрены в рамках данной статьи лишь весьма схематично. Начнем с комплекса “ внутриорганизационные связи / производство продукции и услуг”.

Производство продукции или услуг приобретает моральное измерение для фирмы тогда, когда речь идет о ненанесении известного или предполагаемого ущерба здоровью людей и окружающей среде, даже если при этом соблюдаются нормы, установленные государством или тарифными соглашениями. От фирмы ожидается также, что она не воспользуется информационными ассиметриями, чтобы понизить существующие стандарты, обойти их или же скрыть от общественности существенные факты нарушений.

В тех случаях, когда функции капиталовладельца и менеджмента разделены, могут возникнуть проблемы достоверности информации. Если у капиталовладельца возникают подозрения, не работает ли менеджмент против него, наступает серьезный кризис доверия, способный привести к далеко идущим экономическим последствиям.

Наконец, вопросы управления кадрами и кадровой политики. Здесь речь идет преимущественно о мотивации персонала, об идентификации каждого из сотрудников фирмы с целями и задачами этой фирмы. Использование финансовых стимулов и организационных систем контроля при этом, конечно, необходимо, однако подобных мер сегодня, в условиях глобальной конкуренции, уже недостаточно, чтобы удержать фирму на уровне современных информационных и коммуникационных технологий, систем Lean Production и Lean Management. Решающим фактором является желание и способность сотрудника полностью использовать всю свою компетентность и самые разнообразные индивидуальные качества своей личности. С другой стороны, фирма должна обеспечить единство цели в действиях собственных сотрудников. Это противоречие между поощрением разнообразия индивидуальностей (что становится все более важным ресурсом) и необходимостью организационного единства (без чего невозможно эффективное управление) требует дополнить традиционные методы управления такими средствами, как влияние на персонал с помощью культурных и нравственных ценностей. Новые информационные и коммуникационные технологии, а также глобализация экономики лишь обострили эти проблемы в современной предпринимательской практике.

Что же касается самих новых информационных и коммуникационных технологий, то нам еще недостаточно хорошо известно, к каким моральным проблемам приведет их использование в коллективах, где исчезнет непосредственный личный контакт (face-to-face). Сумеет ли виртуальный коллектив наладить действительно эффективное взаимодействие? Какие морально-ценностные предпосылки для этого необходимы?

Глобализация подразумевает не только возможность сбыта продукции по всему миру, но и способность фирмы (а таковыми во все большей и большей мере оказываются предприятия средней величины) формировать по всему миру необходимые производственные коллективы. В таком случае непосредственной предпосылкой успеха становится интеграция индивидуальных личностных качеств отдельных членов подобного коллектива, диверсификация их знаний, культурного опыта. От предпринимателя требуется умение обходиться с различными культурными традициями и моральными стандартами, поскольку в глобальной экономике они служат отнюдь не негативными факторами, подлежащими минимизации, а существенным продуктивным ресурсом. Их следует не устранять, а творчески использовать. Именно поэтому переживают столь оживленную конъюнктуру в стратегическом менеджменте так называемые soft facts.

Обратной стороной глобализации движения капитала оказывается ограниченное во времени участие в производственных коллективах. Человек все реже работает на одной и той же фирме всю свою жизнь, не говоря уж о нескольких поколениях целой “фамильной династии”. Гораздо вероятнее, что человеку придется сменить за свою трудовую биографию несколько производственных коллективов (фирм), поработать на родине и за границей. Подобные переходы могут быть обусловлены как ситуациями на рынке труда, так и конъюнктурой на рынке капиталов.

Так или иначе современной фирме не стоит питать иллюзий относительно того, что ее сотрудники будут вечно хранить лояльность и преданность ей, что вполне соответствовало прежним традициям и едва ли не само собой разумелось. Это пока еще трудно себе представить. Но, видимо, не станет большим преувеличением сравнение будущей социальной ситуации на фирме с той анонимностью и взаимной отчужденностью, которые свойственны нынешнему укладу жизни в большом городе. Если фирме при подобном развитии событий не удастся найти соответствующих нормативных эквивалентов, возникнет моральный вакуум, который будет стоить экономике предприятия слишком дорого. Перед руководством фирм уже сегодня встают задачи, значимость которых, по моему мнению, еще не осознается в достаточной мере. Декларирование и практическая реализация тех ценностей экономической этики, которые устанавливает для себя фирма и ее сотрудники - таков, видимо, путь, который ведет к решению этих задач.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11