Общее представление о европейской системе ценностей предпринимательства |
Рынок также представляет собою функциональный механизм, структурирующий экономическое поведение. Чисто теоретически - т.е. в условиях абсолютной конкуренции и абсолютно заданного рамочного порядка - этот механизм следует считать аморальным, ибо как это было только что показано на примере экологии, все моральные требования к экономическим актерам заранее кодифицированы рамочными условиями и валидируются ценами. Впрочем, за последнее время стало все очевиднее, что любая экономическая деятельность происходит во все менее стабильных условиях и недостаточно четко кодифицируется рамочными правилами. Неопределенность растет, соответственно увеличивается простор для действий экономических актеров, что вызывает интерес к проблемам их морали. Наконец, предпринимательская структура (концерн, фирма) является организацией, которой приходится справляться с вышеупомянутой сложностью и неопределенностью рынка. Внутреннее устройство организации и ее внутренние правила влияют на поведение ее членов. Ниже будет показано, что новые моральные проблемы, возникающие перед предпринимательскими структурами, возрастают в той мере, в какой на государственном уровне не удается установить определенных правил, а главное - добиться их реального исполнения, что лишает рыночный механизм его координирующей способности. Эта проблема также заслуживает серьезного внимания в рамках дискуссии об экономической этике. В каких же областях практической деятельности встают, по мнению предпринимателей и менеджеров, проблемы этического характера, требующие своего разрешения уже сейчас и способные приобрести в будущем еще более важное значение? В связи с этим небходимо представить себе предпринимательскую структуру (концерн, фирму) как систему кооперационных связей. При этом различаются “внутри-организационные” (Intra-Team), “меж-организационные” (Inter-Team) и “вне-организационные” (Extra-Team) кооперационные связи (см. Таблицу 2). Таблица 2 Схема связей организации MediaMarkt
В двух первых случаях речь идет о связях, имеющих рыночный характер. “Внутри-организационные связи” подразумевают кооперационные связи внутри предприни-мательской структуры, “меж-организационные” связи - кооперационные связи между предпринимательскими структурами. Что же касается “вне-организационных” кооперационных связей, то они подразумевают все внерыночные взаимоотношения предпринимательской структуры с обществом. Кооперационные задачи фирмы реализуются на двух ступенях, а именно как задачи производственного характера, с одной стороны, и задачи снабженческо-сбытового характера, с другой. |