Информационная природа управления |
Соревновательность, будучи объективным следствием совместного труда работников, выступает специфическим фактором эффективности, обусловленной общественной природой человека. Соперничество, стремление кого-то в чем-то опередить было и будет присуще человеческой натуре. И никакими экономическими реформами его не искоренить, причем интерес у соперников не обязательно должен иметь материальную направленность: важно и моральное удовлетворение. Этот процесс естественный. Желание соревноваться является внутренним источником развития, утверждения и самосовершенствования человека. В этом смысле состязательность составляет сущность соревнования, основу его отношений. В силу их объективности все участники единого трудового процесса помимо их собственной воли и желания становятся соревнующимися. Вопрос лишь в том, как вступают в такие отношения работники и на что направлена их соревновательность. Поскольку соревнование выражает отношения между людьми в процессе кооперации труда на основе состязательности и взаимопомощи, в его основе лежат экономические отношения. Исследования этого процесса в туризме показывают, что экономические мотивы состязательности являются главными, соревнование рассматривается как экономическая категория, хотя в более широком смысле - как явление - оно не исчерпывается чисто экономическими отношениями [6, с. 320]. Анализ процессов развития соревнования в туризме показывает, что оно все еще рассматривается как внешний, добавочный элемент к системе управления. Формальное отношение к организации соревнования объясняется тем обстоятельством, что его организаторы как бы «сверху» навязывают условия труда и формы трудового соперничества, с помощью лозунгов пытаются развивать инициативу. Сложными являются взаимосвязь и взаимоотношения не только между участниками, но и между организаторами соревнования, органами управления туризмом и общественными организациями. Коллективный характер трудовых процессов (работа на общий результат) ставит под сомнение необходимость организации индивидуального соревнования, так как из-за несовершенства критериев невозможно определить индивидуальный вклад каждого. Вместе с тем существуют бригады, в которых организация индивидуального соревнования необходима. Это касается тех объединений, где труд отдельного работника поддается измерению, оценке и стимулированию. В большей части туристских структур организация индивидуального соревнования нецелесообразна, так как на конечный результат влияет не один человек, а весь коллектив. В этих условиях индивидуальное соревнование не помогает, а мешает слаженной работе. По той же причине часто страдает и качественная сторона работы коллектива и отдельных его работников (культура обслуживания и др.). Внедрение экономического соревнования устраняет негативные явления ранее действовавшего в туризме социалистического соревнования, так как наряду с количественными применяются и качественные показатели. Новая система управления туризмом требует комплексного подхода к организации трудового состязания. Это значит, что итоги соревнования трудовых коллективов следует подводить не по каждой из многочисленных организационных форм (инициатива, почин и т.д.), не по отдельным показателям (направлениям), а по общему конечному результату. Такой подход обусловлен тем, что полученный эффект от внедрения того или иного мероприятия (почина) установить практически невозможно. Выводы и рекомендации Эффективное управление различными социальными организациями и системами немыслимо без использования информации. Такая ситуация предопределяется тем, что управление в своей сущности есть подготовка, принятие и осуществление цепи последовательных решений управляющей системой на основе информации, отражающей состояние управляемого объекта и окружающей среды, а также степень исполнения (или невыполнения) принятых управленческих решений. Под информацией обычно понимают процесс передачи сообщений между передающей и принимающей системами, что ведет к изменению разнообразия состояния последней. Осуществление руководством планирования как функции менеджмента «Сиата» позволяет сотрудникам видеть, какую должность они могут получить, если приобретут соответствующий положительный опыт при определенных исходных условиях. |