Статистика

Возможности взаимодействия российских и европейских этических норм в предпринимательской культуре

Две важнейших формы капитала современного западного предприятия - это:

. Человеческий и социальный капитал, воплощающийся в сотрудниках фирмы.

. Репутационный капитал, связанный с именем фирмы.

Репутация играет все большую роль в успехе на мировых рынках Деловые партнеры, общественность хотят знать, кто стоит за той или иной торговой маркой. Репутация предпринимателя, всегда включающая в себя ясность относительно моральных ценностей, становится все важнее для решения вопроса о привлекательности фирмы на мировом рынке в качестве кооперационного партнера.

. Следствия для экономической этики

Данная концепция экономической этики никоим образом не требует от предпринимателя отказаться от собственных интересов, от собственной выгоды. Никакая этика не вправе этого требовать.

Представленная здесь концепция экономической этики лишь обращает внимание предпринимателя на то, что обеспечить в долгосрочной перспективе надежную прибыль может лишь хорошее обслуживание потребителя. И та, и другая моральная стратегия дает возможность зарабатывать деньги. Вот суть изложенного.

Мораль не является самоцелью. Это относится и к христианской морали. Моральное поведение должно давать людям определенные преимущества. Между стремлением к прибыли и моралью нет непреодолимого противоречия. Если в тех или иных случаях подобное противоречие возникает, то задача политики и предпринимателей состоит в том, чтобы установить такие правила и выработать такую стратегию поведения, при которых моральное поведение оправдывало бы себя в долгосрочной перспективе.

В дискуссии об экономической и предпринимательской этике, ведущейся ныне в ФРГ, вообще никак не затрагиваются целые широкие сферы, которые относятся к моральным и этическим предпосылкам экономики. Они молчаливо воспринимаются в качестве некоторой культурной данности, на которой как бы естественным образом базируется наша экономическая система. Лишь тогда, когда эта вроде бы сама собой подразумеваемая культурная мораль подвергается частичной эрозии, происходит болезненное осознание того, сколь фундаментальную роль для функционирования нашего общества и нашей экономической системы играют эти культурно-имманентные предпосылки. Это же - cum grano salis1 - относится и к тем случаям, когда мы начинаем экономическую деятельность в регионах с иными культурными предпосылками.

Культурные взгляды, традиционные моральные представления и унаследованные ценностные установки образуют в каждом обществе тот фундамент, на котором зиждутся различные общественные институты. Возьмем, например, гарантию собственности: почти во всех культурах существует определенное представление относительно того, что может считаться личным имуществом отдельного человека. Весьма сложные регуляторы вопросов собственности, характерные для ФРГ - различие между имуществом и собственностью, возможности передачи собственности по наследству, социальные обязательства собственности и т.д. - в том виде. в котором они гарантируются статьей 14 Гражданского кодекса (абз. 1 и 2) и детализируются гражданским правом, являются свидетельством определенных культурных традиций и представлений, свойственных “немецкой” культурной общности. С другой стороны, подобные регуляторы на протяжении длительного времени были бы давно разрушены эрозией, если бы не молчаливая поддержка их большинством немцев, разделяющих соответствующие культурные представления. Достаточно распространенное уважение чужой собственности, всеобщая убежденность, что воровство является преступлением (эта убежденность разделяется даже большинством тех, кто идет на подобное преступление), признание права на свободное распоряжение собственностью, например, путем дарений, передачи по наследству, купли или продажи и т.д. являются формами выражения этих фундаментальных культурных представлений. Невозможно создание и долгосрочное существование общественных институтов, которые действовали бы вопреки этим общепризнанным ценностям данной культурной общности или противоречили бы воле их носителей. Пришлось бы либо изменить сами культурные ценности, приспосабливая их к новым институтам, либо указанные институты подверглись бы бойкоту и оказались бы нежизнеспособны.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7 8