Статистика

Общее представление о европейской системе ценностей предпринимательства

Таблица 3. Различи межу поведением и условиями применительно к бизнес-структурам

Поведенческие факторы:

Внешние факторы:

- Цели. мотивы, интересы

- Природные факторы

Средства: закупки, -продажи - ценовая политика - продуктная политика - рекламные мероприятия - кондиции - зарплата, -производственный климат

Культурные, общественные условия ( напр., уровень грамотности, нравы и обычаи и т.п.) - Рамочные условия: -конституция -общее законодательство, хозяйственное законодательство -конкурентное законодательство - органы юстиции - административные ции нормативные акты Особенности трансакци онных операций -Характеристики рынка -конъюнктура

Тем самым найдено принципиальное решение проблемы взаимоотношения между моралью и конкуренцией: моральное поведение отдельной предпринимательской структуры защищено от эксплуатации со стороны конкурентов тем, что для них обязательны одинаковые правила. В рамках конкуренции мораль инкопорируется правилами игры; продуктивность конкуренции реализуется через игровые ходы.

Изложенную модель и является базовой концепцией современной экономической этики.

. Следствия Данная базовая модель обуславливает ряд следствий, а именно:

а) Для определения ответственности за ущерб.

Ответственность за нанесенный моральный, общественный ущерб возлагается не на поведение или на поведенческие мотивы отдельного действующего лица (например, на стремление к извлечению прибыли). Ответственность за моральный, общественный ущерб возлагается на рамочные условия, которые в решающей мере определяют поведение той или иной предпринимательской структуры, но при этом не могут быть изменены лишь самой этой предпринимательской структурой. Здесь для избежания ущерба на помощь предпринимателям должна прийти политика.

б) Для регуляторов поведения.

Если общество, руководствуясь моральными соображениями, хочет добиться определенных результатов (например, устранить бедность или коррупцию), то оно должно изменить рамочные условия экономического поведения. Ни увещевания, ни укоры, ни апелляции к нравственным принципам в конкурентной ситуации не срабатывают.

Если не изменять рамочных условий, в которых приходится действовать предпринимательским структурам, то уповать только на совестливость бесполезно, т.к. в результате все останется по- старому.

в) Для более точного понимания сути конкурентной ситуации.

Не конкуренция сама по себе является благом. Она становится благом через конкретные игровые ходы при определенных правилах игры. Всеобщее благосостояние зависит не от доброй воли отдельных предпринимательских структур, а от тех условий, которыми тем приходится руководствоваться в своих поступках: предпринимательские структуры, преследующие сугубо собственные интересы, вынуждены двигаться благодаря заданным правилам в том направлении, которое служит общему благу. Конкуренция - не самоцель, а средство, инструмент, работающий на общую пользу, на пользу потребителя.

Пример: Чтобы уменьшить экологическую нагрузку, создаваемую автомобильным транспортом, нужно не апеллировать к сознательности владельцев автомашин, а, скажем, повысить втрое цену на бензин. Тогда люди станут меньше пользоваться автомобилем - исходя из своих интересов, с оглядкой на собственный бумажник. При этом изменен будет не поведенческий мотив, а внешние условия, т.е. в данном случае - цена на бензин.

г) Для более точных представлений о сути морали.

В условиях конкуренции моральное поведение предпринимательской структуры должно быть обеспечено наличием определенных правил. В спорте дело обстоит точно также: честная игра в футболе невозможна без правил и арбитра.

При такой ситуации моральное поведение вполне отвечает собственным интересам предпринимателя. Стремление к извлечению прибыли становится моральным благодаря наличию правил, которые нацеливают подобное поведение на общее благо, независимо от конкретной мотивации действующих лиц. Именно в этом смысле справедливы следующие утверждения:

Перейти на страницу:
7 8 9 10 11 12 13