Совершенствование корпоративной культуры на предприятии социально-культурного сервиса и туризма |
Актуальность темы исследования Корпоративная культура является основой жизненного потенциала организации. Особенности отношений между людьми, устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации, образцы положительного и отрицательного поведения и многое другое, что относится к ценностям и нормам, имеют важное значение для эффективного управления. Если можно говорить, что организация имеет «душу», то этой душой является корпоративная культура. Носителями корпоративной культуры являются люди. Однако в организациях с устоявшейся корпоративной культурой она как бы отделяется от людей и становится фактором организации, ее частью, оказывающей активное воздействие на членов организации, модифицирующей их поведение в соответствии с теми нормами и ценностями, которые составляют ее основу. Так как корпоративная культура имеет явно выраженного проявления, то ее изучение имеет определенную специфику. Она играет очень важную роль в жизни организации и должна являться предметом пристального внимания со стороны руководства. Степень разработанности проблемы. В настоящее время за рубежом накоплен колоссальный теоретический и практический опыт формирования, поддержания, преобразования корпоративной культуры в организациях. Такие классики менеджмента, как М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури внесли видимый вклад в исследование вопросов формирования корпоративной культуры. Существует немало теоретических исследований посвященных вопросам формирования культуры организации и в России. Такие авторы как В.А. Спивак, С.Г. Абрамова, А.А. Максименко, О.С. Виханский, А.И. Наумов внесли свой вклад в развитие теории культуры организации, так в частности, ими были исследованы элементы корпоративной культуры, роль корпоративной культуры в развитии организации, взаимозависимость корпоративной культуры и организационных преобразований. Однако наряду с этим фактически отсутствуют исследования посвященные проблеме формирования и развития корпоративной культуры на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма. Недостаточная разработка практических проблем предопределила выбор тему выпускной квалификационной работы. Проблема исследования заключается в том, что корпоративная культура является мощным стратегическим инструментом, позволяющим ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников, обеспечивать лояльность и облегчать общение в организации. Однако в нынешней ситуации у современного отечественного руководителя зачастую отсутствуют знания и навыки по осознанному и целенаправленному изменению корпоративной культуры. Цель исследования - изучение, анализ и оценка существующей корпоративной культуры в организации социально-культурного сервиса и разработка рекомендаций по ее совершенствованию. Для реализации поставленной цели необходимо последовательное решение следующих взаимосвязанных задач: ) провести теоретический анализ проблемы формирования корпоративной культуры в организации социально-культурного сервиса, описанный в научной и методической литературе; ) проанализировать уровень существующей корпоративной культуры в организации социально-культурного сервиса; ) выявить проблемы развития корпоративной культуры в организации социально-культурного сервиса; ) разработать рекомендации руководителю организации по совершенствованию корпоративной культуры и оценить их экономическую эффективность. Объектом исследования в выпускной квалификационной работе выступает гостиничный комплекс при ГУП «Магнитогорская бальнеогрязелечебница с Курортной поликлиникой». Предметом исследования являются механизмы формирования и совершенствования корпоративной культуры в организации социально-культурного сервиса. Методологической базой выпускной квалификационной работы являются фундаментальные труды отечественных авторов, посвященные проблеме формирования корпоративной культуры, таких как: Г.В. Атаманчук, Т.О. Ветошкина, А.Г. Воронин, В.Д. Граждан, А.Н. Демьяненко, В.Б. Зотов, В.В. Иванов, Ю.Д. Красовский, Л.А. Кривоносова, К.О. Магомедов, А.В. Новоселов, Е.В. Охотский, В.Л. Романов, О.В. Ромашов, Ю.Г. Семенов, Т.П. Шалкина, Н.В. Шумянкова и др. Источниками информации при написании выпускной квалификационной работы послужили нормативно-правовые и законодательные акты регулирующие деятельность Государственных Унитарных предприятий, а также внутренние документы ГУП «Магнитогорская бальнеогрязелечебница с Курортной поликлиникой». Методы исследования: сравнение, обобщение, системный анализ, интервью с руководителем предприятия, изучение документации предприятия, оценка уровня функционального построения корпоративной культуры, тестирование, методика оценки культуры OCAI.
Теоретические аспекты проблемы формирования корпоративной культуры в организации социально-культурного сервиса
|