В США профессиональной подготовке и обучению персонала уделяется большое внимание, как правило, в крупных компаниях, в то время, как в Европе преимущественно малые компании чаще всего и интенсивнее обучают своих сотрудников [22].
Таким образом, американские компании принимают человека и его профессиональную деятельность, как одно из основных компонентов успешности фирмы. Об этом свидетельствуют инвестиции в человека.
Обучение в фирмах данной страны проходит как внутри, так и вне фирмы.
Американские компании широко используют одну из систем образования Японии - «кружки качества».
Что касается европейских компаний, то, как правило, крупные корпорации создают свои учебные центры, институты и университеты, где обучается их персонал. Так, например, концерн Envia М (Германия), компания «Люфтганза» (Германия) имеют целый ряд учебных центров. В них наряду с профессиональной подготовкой осуществляется дальнейшее сопровождение процессов развития персонала компании. Преимущественно, это осуществляется через курсы повышения квалификации, консультации для руководителей и специалистов, разного рода тренинги. Необходимо отметить, что профессиональная подготовка и обучение персонала осуществляется в рамках дуальной системы, которая предполагает гармоничное сочетание циклов теоретического и практического обучения [19, C.70-90].
Теоретическую программу учащиеся осваивают в стенах учебных центров, а практическую - непосредственно на предприятии.
Профессиональная подготовка и обучение персонала в европейских компаниях носит преимущественно системный, непрерывный характер. Это подтверждается тем, что в компании постоянно происходит мониторинг потребностей в профессиональной подготовке и планирование дальнейшего использования обученного персонала.
Итак, особенностью обучения в европейских компаниях является постоянное исследование потребностей в обучении персонала.
В странах Европы существует тенденция создания собственных учебных центров. Обучение в таких центрах предполагает сочетание теоретического и практического изучения, где практика осваивается непосредственно на рабочем месте [5].
Анализируя вышеизложенное проведем сравнительный анализ, который будет изображен в виде таблицы.
Таблица 2.
«Сравнительный анализ обучения персонала в зарубежных компаниях» |
Японские компании |
Американские компании |
Европейские компании |
Российские компании |
Задача |
Превращение «знания отдельного работника в знание всей организации» |
Инвестиции в человека, что способствует пониманию и принятию человеком его профессиональной деятельности в компании как одного из основных определяющих компонентов в достижении успешности деятельности компании, повышения ее конкурентоспособности |
Постоянный мониторинг потребностей в профессиональной подготовке и планирование дальнейшего использования обученного персонала |
Достижение долгосрочных и краткосрочных целей, необходимость повышения конкурентоспособности и проведение организационных изменений, которые требуют опоры на хорошо спланированную и четко организованную работу по обучению персонала |
Основные принципы обучения |
принципа развития |
1. непрерывность профессиональной подготовки и обучения персонала; 2. практическая направленность профессиональной подготовки и обучения персонала; 3. использование преимущественно активных методов обучения персонала |
1. Системность; 2. Непрерывность |
1. Системность; 2. Принцип развития |
Особенности |
1. применяется система ротации; 2. используется метод PDCA |
Фирмы выделяют большие средства на профессиональную подготовку и обучение своих сотрудников (залог успеха деятельности всей фирмы во многом определяется ростом уровня знаний) |
1. Создают свои учебные центры; 2. Обучение осуществляется в рамках дуальной системы (теоретическую программу учащиеся осваивают в стенах учебных центров, а практическую - непосредственно на предприятии) |
Возможность учится друг у друга, а не у учителя. Организации заботиться не о создании условий для обучения в процессе работы (на рабочих местах). То есть существует тенденция к созданию формы <http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BF%D1%8B%20%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B0%20%D0%B2%20%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%D1%85&url=http%3A%2F%2Fwww.asd-russia.ru%2Fassets%2Ffiles%2Fkp-1-2.doc&fmode=envelope&lr=66&l10n=ru&mime=doc&sign=b9a67af0722f1bd6940fbeef89833427&keyno=0> обучения <http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BF%D1%8B%20%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B0%20%D0%B2%20%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%D1%85&url=http%3A%2F%2Fwww.asd-russia.ru%2Fassets%2Ffiles%2Fkp-1-2.doc&fmode=envelope&lr=66&l10n=ru&mime=doc&sign=b9a67af0722f1bd6940fbeef89833427&keyno=0> «на рабочих местах» |
|