Анализ системы деловой оценки персонала и использования результатов ее проведения |
Оценка персонала в ЗАО «ЧСДМ» направлена на мотивацию персонала, обучения и формирование кадрового резерва. В отношении замещения вакантной должности специалиста или руководителя выделяются следующие этапы (см. Рис.3): . Разработка требований к должности. В результате дальнейший поиск ограничивается претендентами, имеющими необходимую квалификацию для указанной работы; . Широкий поиск претендентов. Ставится задача привлечь для участия в конкурсе как можно больше кандидатов, отвечающих минимальным требованиям; . Проверка кадровой службой претендентов с использованием ряда формальных методов с целью отсева худших; . Отбор на должность из числа нескольких лучших кандидатур. Обычно осуществляется руководителем с учетом заключения кадровой службы и данных различных проверок и испытаний. Этапы замещения вакантной должности специалиста можем рассмотреть на схеме (рис. 3).
Рис. 3 - Этапы замещения вакантной должности специалиста или руководителя В проведении отбора участвуют линейные руководители и функциональные службы. Эти службы, в принципе, должны быть укомплектованы профессиональными психологами, чтобы использовать самые современные методы (но в ЗАО «ЧСДМ» штатного психолога нет). Непосредственный руководитель, а иногда и более широкий круг руководителей участвуют в отборе на начальном и заключительном этапах. Им принадлежит решающее слово при установлении требований к должности и выборе конкретного работника из числа отобранных кадровой службой. Найму работника предшествует четкое представление о функциях, которые он будет исполнять, задачах и должностных обязанностях, правах и взаимодействиях в организации. Исходя из заранее сформулированных требований, выбирают подходящих людей на конкретную должность, и их соответствию этим требованиям придается большое значение. Анализ опыта ЗАО «ЧСДМ» показывает, что здесь используются следующие основные принципы организации деловой оценки персонала: предметность оценки, объективность, перспективность, комплексность, реализация обратной связи, периодичность, простота. Источники оценок работника в ЗАО «ЧСДМ»: клиенты / потребители, руководитель / менеджер, самооценка «Я», коллектив. В ЗАО «ЧСДМ» используют следующие виды деловой оценки персонала: аттестация, ассессмент, оценка методом 360°. Аттестация является одной из функций управления персоналом, направленной на определение уровня эффективности выполнения трудовых функций. Целью аттестации является повышение эффективности и качества труда путем определения уровня квалификации руководителей и специалистов ЗАО «ЧСДМ» и выдачи рекомендаций по дальнейшему использованию их знаний, умений и навыков в производственной деятельности. Основными задачами аттестации являются: установление соответствия сотрудников занимаемым должностям; оценка результатов выполнения сотрудниками должностных обязанностей, профессионального развития, обучения сотрудников за истекший аттестационный период постановка задач развития на предстоящий аттестационный период; |