Характеристика отношений между руководителями и подчиненными |
При использовании распорядительных методов (приказ, распоряжение, инструктаж) указываются конкретные исполнители и сроки выполнения. Распорядительные относятся большей частью к конкретным ситуациям. Обычно распорядительные методы основываются на организационных. Распорядительные методы реализуются в форме: приказов, постановлений, распоряжений, инструктажа, команды, рекомендации. Управление основной деятельностью осуществляется на основе правовых норм, которые касаются организационных, имущественных, трудовых и иных отношений в процессе производства. Организационно-распорядительная документация формируется и распространяется секретарем компании по распоряжению Генерального директора. Она является обязательным к исполнению. Невыполнение требований данных документов сотрудниками приводит к штрафам и другим наказаниям . Социально-психологические методы управления Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны и тесно связаны с другими методами управления. К ним относятся: моральное поощрение, социальное планирование, убеждение, внушение, личный пример, регулирование межличностных и межгрупповых отношений, создание и поддержание морального климата в коллективе. Структура использования различных методов управления следующая:
Рисунок 2 - Структура применения методов управления в ООО «ПФ Арсенал - Авто» Жесткая система штрафов является демотивирующим фактором на фоне слабо развитой системы премирования. Процесс контроля на предприятии Процесс контроля деятельности предприятия включает в себя следующие этапы: . Определение ответственных за исполнение статей бюджета предприятия. Привлечение всех сотрудников предприятия для контроля за деятельностью предприятия является нецелесообразным. Поэтому за основными статьями расходов и доходов закреплены ответственные, которые анализируют динамику отклонений. В число ответственных входят: руководители подразделений, Генеральный директор . Формирование набора индикаторов для анализа деятельности предприятия. Ежемесячному анализу подлежат следующие цифры: объем продаж на каждой торговой точке; расходы на содержание каждой торговой точки, включая аренду, зарплату сотрудников, накладные расходы; прибыль с каждой торговой точки; расчеты эффективности мотивационных программ; общая прибыль предприятия. Набор индикаторов меняется. Изменения подписывает Генеральный директор. Без его письменного разрешения никто не имеет право сформировать новый отчет и получить какие-либо данные. . Подбор необходимой информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятия и представление ее в удобной для анализа форме. Необходимые данные формируются в виде отчетов в программе 1С-бухгалтерия. . Определение отклонения факта от плана путем сравнения соответствующих показателей. Отклонения различают следующие: абсолютные, относительные, селективные, кумулятивные, отклонения во временном размере. . Анализ отклонений и выявление причины их возникновения. Все причины можно разделить на две группы: внешние и внутренние факторы деятельности предприятия: (например, изменения положения предприятия на рынке, увеличение цен на сырье или энергоносители, вынужденные простои предприятия, форс-мажор и прочее); использование в процессе планирования или анализа некорректных данных (умышленное или связанное с некомпетентностью); . Принятие решения о корректировке бюджета или ужесточении за контролем его исполнения. Таким образом, процесс контроля включается в общую систему управления предприятием. Система контроля малоподвижна и бюрократизирована. Это способствует формализации отношений между руководителями и подчиненными. Анализ мотивации подчиненных Оплата труда сотрудников на основании табеля учета рабочего времени, подписанного непосредственным руководителем. Учет рабочего времени ведется в отработанных часах. Выплата заработной платы и выплата премий производятся по платежным ведомостям. Кроме оплаты труда есть нематериальные стимулы: система обучения сотрудников; корпоративные мероприятия; корпоративные занятия спортом; размещение лучших сотрудников на досках объявлений и корпоративном сайте; устные поощрения за успешную работу. Процесс формирования организационной культуры Организация функционирует на основе системы правил, процедур и стандартов, соблюдение которых должно гарантировать ее эффективность, то организационная культура является бюрократически-ролевой. Между сотрудниками выстроена строгая административная иерархия, при этом каждый работник выполняет определенные трудовые обязанности. Основным источником власти являются не личные качества сотрудника, а положение, занимаемое им в иерархической структуре. Все решения принимаются только руководителем. Сформирована бюрократическо-ролевая организационная культура. |