Лидеры на мировом рынке образовательных услуг |
Анализ структур подразделений гостиниц в России показывает, что управленческий персонал составляет 12-15%. В них ходят метрдотели, супервайзеры, бригадиры, старшие горничные, менеджеры, все те, у кого есть подчиненные. Младший технический персонал - горничные, официанты, бармены, мойщики, уборщики - составляют до 75%. Кроме того, на 25 потенциальных рабочих мест в гостиничном секторе для выпускников специализированных вузов, приходится жесточайшая конкуренция с выпускниками педагогических, финансово-экономических учебных заведений. Специалисты с фундаментально-лингвистической, юридической и финансовой подготовкой, прошедшие дополнительную практику в гостиницах, уверенно, успешно закрепляются в самых разных их подразделениях - вплоть до общественного питания и должностей метрдотеля. Анализ базового образования персонала структурных подразделений свидетельствует об этом более, чем красноречиво. Способствует подобной ситуации и то, что вакансии на предприятиях не резервируются. Это ушло в прошлое. Таким образом, приток выпускников профильных вузов крайне незначителен. Их закрепление на рабочих местах и служебный рост практического значения для поступательного качественного развития персонала гостиниц не имеют. Только отдельные выпускники, как правило, закончившие вуз по вечерней форме обучения, отрабатывают 2-3 года на рядовых должностях, зарекомендовавшие себя с положительной стороны, перемешаются на позиции, соответствующие полученному образованию. Процент персонала гостиниц, обучающихся вузах, составляет 2,5-5% от общего количества работающих [42]. До той поры, пока учебные заведения и представители гостиниц не перестанут стоять на разных сторонах улицы, ничего хорошего не выйдет. Чем сильны зарубежные учебные заведения? Единением. Там обязательно присутствуют заказчики: отели, рестораны, тур фирмы вместе с вузами работают над учебными программами и планам. В России получается, что образовательные учреждения и отрасль противостоят друг другу. Это совершенно неправильно. Совершенно справедливо говорить о том, что за последние десять лет на рынке образовательных услуг сложилась действительно рыночная ситуация захвата. Лицензии на право подготовки специалистов в этой отрасли имеют все, кому хочется на этом сегодня заработать. Можно привести очень много примеров; массы вузов хотят открыть специализированный факультет. Профиль этих вузов - железнодорожники, водный транспорт. То есть они имеют лицензию на право подготовки специалистов в такой-то отрасли, а как специализацию берут "туризм и гостиничное дело". Для этого даже не надо новой лицензии брать - таковы сегодня правила в Министерстве образования России. Они открывают дорогу в эту образовательную нишу практически любому. Учат, не имея ни специалистов, ни материальной и методической базы, ни даже понятия, кого и для кого они готовят. Это ведет к наводнению рынка непрофессиональными людьми [41]. Образовательные учреждения не сами создают стандарты учебных программ. Их создаёт Министерство образования на основании стандартов. Эти стандарты утверждает Госкомтруд - то есть их готовят предприятия. Видимо, они апробируют эти стандарты, пишут претензии и пожелания - в навыках, в уровне знаний, которые хотели бы, получить. Дальше уже Министерство образования по этим профессиональным стандартам готовит свои - образовательные. И главная задача - чтобы вторые отражали первые. Получается, что говорим мы сегодня о формировании грамотных, реальных профессиональних стандартов, на базе которых, уже потом, создаются образовательные. На сегодня те стандарты, по которым работают вузы, далеко от совершенства. Минэкономразвитие и Минобразование России активно занялись вопросами их переработки - создания более современного, более состыкованного с практической деятельностью образовательного стандарта. Пока существует один единственный стандарт, в котором слово "туризм" присутствует в самом названии, - "социально-культурный сервис и туризм". Если проанализировать данное название, туризм - это маленький хвостик, который присоединяется ко всему социально-культурному сервису. Учебное заведение само не создаёт этот стандарт. Его получают как некое правило, по которому должны готовить специалистов ХХІ века. В этом стандарте заложен перечень теоретических дисциплин, там же определены часы, которые, обязаны выдаваться. Там же заложено соотношение теории и практики, где-то на уровне (в лучшем случае) 85% на 15%. |