Информационное обеспечение управления персоналом на предприятии ООО Т Престиж |
Актуальность исследования. В современных условиях мирового социально-экономического развития, особенно важной областью стало информационное обеспечение процесса управления, которое состоит в сборе и переработке информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений. Перед управляющим органом обычно ставятся задачи получения информации, ее переработки, а также генерирования и передачи новой производной информации в виде управляющих воздействий. Такие воздействия осуществляются в оперативном и стратегических аспектах и основываются на ранее полученных данных, от достоверности и полноты которых во многом зависит успешное решение многих задач управления. Нельзя не отметить, что любые принимаемые решения требуют обработки больших массивов информации; компетентность руководителя зависит не столько от прошлого опыта, сколько от владения достаточным количеством информации о быстро меняющейся ситуации и умения ею воспользоваться. В связи с этим, на сегодняшний день существует ряд проблем, влияющих на общее состояние информационного обеспечения управления персоналом: слабо развита система информационного обеспечения, должное внимание не уделяется систематизации и хранению всех видов информации, недостаточно разработано специализированное программное обеспечение. В связи с этим, представляется актуальным проанализировать характер и особенности информационной деятельности управления персоналом, выявить основные проблемы и перспективы развития информационно-документального и информациионно-технологического обеспечения предприятия. Объект магистреской работы - информационное обеспечение управления персоналом как направление информационной деятельности. Предмет магистерской работы - теоретические и организационные основы информационного обеспечения управления персоналом (информационно-документального и информационно-технологического). Цель исследования: определить перспективы развития информационного обеспечения управления персоналом на предприятии ООО "Т Престиж", охватывающие информационно-документальное и информационно-технологическое направления . Задачи исследования: 1. Изучить особенности управления персоналом как предметную область информационной деятельности. 2. Уточнить специфику и значение информационной деятельности в управлении персоналом на предприятии. 3. Проанализировать современное состояние информационного обеспечения управления персоналом на предприятии ООО "Т Престиж". 4. Определить значение информационных технологий в системе информационного обеспечения управления персоналом на предприятии ООО "Т Престиж". 5. Предложить перспективные направления информационно-документального и информационно-технологического обеспечения управления персоналом на предприятии ООО "Т Престиж". Теоретическую основу магистерской работы составляют научные труды и теоретические разработки отечественных и зарубежных ученых в области управления персоналом и информационного обеспечения управления персоналом на предприятии: Маслова Е. В., Ковалёва С. В., Виноградского М. Д., Гиляревского Р. С., Досковой Л. С., Асеева Г. Г., Палехи Ю., Крулькевича М. И., Кулицького С. П. и др. Методологическую основу магистерской работы составляют следующие методы: 1. Анализ научных источников (книги, журналы, статьи), а также источников Интернета. 2. Теоретические методы, для анализа отдельных фактов, группируя, систематизируя их, выявляя в них общее и особенное, устанавливая общий принцип. Данным методом были выявлены теоретические основы сущности управления персоналом и информационной деятельности в целом. 3. Метод анализа и синтеза. Структура работы и основное содержание. Магистерская работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников из наименований и пяти приложений. В первом разделе проведен достаточно подробный и квалификационный анализ теоретических основ управления персоналом предприятия. Детально раскрыты понятие, основные аспекты управления персоналом предприятия. Определены цели и методика управления персоналом деятельности предприятия. Во второй главе работы выявлены теоретические основы особенностей информационной деятельности в управлении персоналом. Представлена характеристика состояния на данном этапе управления персоналом и информационного обеспечения ООО "Т Престиж". Выявлены проблемы управления персоналом, а также информаионного обеспечения на предприятии ООО "Т Престиж". В третьей главе представлен глубокий анализ по устранению выявленных проблем, касающихся информационного обеспечения управления персоналом, а также рассмотрены и проанализированы различные информационные системы по улучшению работы информационного обеспечения управления персоналом на предприятии ООО "Т Престиж". Разработаны рекомендации по совершенствованию работы как информационно-документационного обечпечения управления персоналом, так и информационно-технологического обеспечения управления персоналом. В приложениях приведены: личный листок по учету кадров, типовая форма контракта с работником, Положение об отделе кадров ООО "Т Престиж", график документооборота по учету труда, а также отзывы о внедрении на различных предприятиях Конфигурации "1С: Зарплата и Управление персоналом". Результаты магистерской работы могут быть использованы руководством ООО "Т Престиж" для усовершенствования состояния информационного обеспечения управления персоналом и работы отдела кадров. Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования докладывались на научно-практической конференции Харьковской государственной академии культуры - Культура та інформаційне суспільство ХХІ століття : прогр. всеукр. наук.-теор. конф. молодих учених 19-20 квітня 2012 р.
Управление персоналом как объект информационной деятельности
Аналитический обзор литературы Многие ученые, специалисты в области информационной деятельности и управления персоналом, исследовали данную тему в отдельных аспектах и направлениях. Много публикаций посвящено изучению научно-информационной деятельности (НИД), среди их авторов Михайлов А.И., Черный А.И., Гиляревский Р.С., К.В. Тараканов К.В. Соколов А.В. [2,3] и др. В понятие НИД входят следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные информационные процессы: сбор; аналитико-синтетическая переработка (преобразование); хранение; поиск; распространение. В сфере НИД ключевыми понятиями являются "информационное обеспечение" и "информационное обслуживание". По мнению Артамоновой Н.О. [1], главным принципом, который позволяет отграничить информационное обслуживание от других информационных процессов, в частности информационного обеспечения в системе научной коммуникации является направленность инииативы пользователя информации. То есть когда инициатива принадлежит пользователю он самостоятельно обращается к услугам информационной службы или библиотеки, то процесс удовлетворения определен как "информационное обслуживание", а когда инициатива переходит к специалистам информационных служб, то это "информационное обеспечение". Управление персоналом одна из самых важных составляющих успешного бизнеса. В своей работе, Веснин В. Р. "Менеджмент" [5] доказывает, что управление должно обеспечивать упорядоченность соответствующей системы, ее целостность, нормальное функционирование и развитие. Управление бывает естественным, техническим и социальным. Описаны объекты, управленческие процессы. Виноградский Н. Д. в работе "Управление персоналом" [6] рассмотрел управление персоналом как деятельность организации, направленная на эффективное использование людей (персонала) для достижения целей, как организации, так и индивидуальных (личных). Из этого выплывает, что понятие "управление персоналом" имеет два основных аспекта: функциональный; организационный. В своей книге Маслов Е. В. "Управление персоналом предприятия" [7] определил объект управления - это отдельный работник, а также некая их совокупность, выступающая как трудовой коллектив. Совокупность работников может включать как весь персонал предприятия (организации, фирмы), на который распространяются управленческие решения общего характера, так и персонал структурного подразделения (отдела, цеха) или производственной ячейки (бригады). Отличительная особенность группы работников как объекта управления состоит в определенной взаимоувязке деятельности работников благодаря общим целям, что и характеризует их как коллектив. В качестве субъектов управления персоналом выступают группа специалистов, выполняющих соответствующие функции в качестве работников кадровой службы, а также руководители всех уровней, выполняющие функцию управления по отношению к своим подчиненным. В своей статье "Разработка стратегии системного подхода к управлению человеческими ресурсами организации на основе контроллинга" С. В. Ковалев [8] происследовал процесс совершенствования управления человеческими ресурсами, который предполагает своевременное устранение несоответствия между устаревшей практикой управления персоналом и современными, постоянно меняющимися требованиями внешней среды и должен осуществляться с обязательной реализацией следующих принципов: целостность, целенаправленность, гибкость, корпоративность, повторяемость, вариантность. Технологические революции, информатизация производственно-хозяственных процессов обусловили существенное изменение роли человеческого фактора как источника повышения эффективности производства. Ковалев С. В. в своей статье "Модели управления воспроизводством человеческого капитала" [12] определил, что оценка трудовой деятельности персонала представляет собой целенаправленный процесс установления соответствия результатов деятельности личности требованиям исполняемой организационной роли. Такая оценка необходима в следующих целях: оценить профессионализм работника; выработать рекомендации по развитию личностных и деловых качеств сотрудников; определить степень соответствия оплаты труда затрачиваемым работников усилий, результативности его труда; определить основные направления развития персонала; сформировать эффективный механизм трудовой мотивации персонала. В книге "Управление персоналом организации" [13] оценка результатов деятельности подразделений управления организации - это систематический, четко организованный процесс, нацеленный на интенсификацию управленческого труда, организацию здоровой конкуренции между подразделениями управления организации, соблюдение принципа социальной справедливости, принципа оплаты по труду. Оценка деятельности подразделений аппарата управления направлена на соизмерение затрат и результатов, связанных с их деятельностью, а также на соотнесение этих результатов с итогами деятельности организации в прошлом, с итогами деятельности других организаций. Содержание деятельности подразделений управления организации, отдельных руководителей или менеджеров высшего звена определяется составом или совокупностью тех основных функций, которые они призваны выполнять в своей организации. Для успешного функционирования управлением персонала на предприятии необходимо информационное обеспечение, которое способствует быстрому течение документов внутри организации, а также исполнение обязательств в необходимый период времени. В свою очередь, Кормич Б. А. в книге "Информационное право" [37] определяет информационную деятельность как совокупность действий, направленных на удовлетворение информационных потребностей граждан, юридических лиц и госудраства. Рассмотрение видов информационной деятельности, а именно производство информации, распределение и распространение информации, потребление информации, обслуживание информационной деятельности осветил Дрешер Ю. Н. в работе "Организация информационного производства" [36]. Дополнила виды информационной деятельности, такие как получение и сохранение Силкова Г. в своей статье "Информационно-аналитическая деятельность как направление информационной деятельности" [35]. Гиляревский Р. С. в книге "Информационный менеджмент: управление информацией, знанием, технологией" [18] определил информационные потребности руководителей. Любое организационное управление является информационным процессом, осущетвляемым посредством передачи данных. Оно включает все основные процессы любой интеллектуальной деятельности: сбор, переработку, хранение, поиск, распространение и использование информации. Организационное управление невозможно без информационного сопровождения и соответствующей поддержки. В дополнение к вышеуказанной работе, в статье "Информационный работник: вклад в обеспечение кокурентоспособности" [34] указаны информационные потребности организации. Организации нужны правила, процедуры, преимущества, доходы от инвестиций и т. п., в то время как люди имеют мотивации, навыки, ощущения, побуждения, реакции и личные интересы. Чтобы преуспевать главные исполнители и руководители должны понимать и согалсовывать задачи людей своей организации с задачами саой организации. В статье Крулькевича М. И. "Проблемы оценки и повышения эффективности информационной деятельности на предприятии" [57] рассмотрены вопросы, связанные с организацией информационной деятельности, а именно разработка практических рекомендаций по оценке и повышению эффективности управленческой деятельности на предприятии. Систематическое расширение сферы применения компьютерных технологий и других средств при выполнении функций информационной деятельности обусловливает необходимость поиска путей повышения эффектинвости деятельности информационных подразделений. В свою очередь, проблемы развития информационного обеспечения и ведение кадрового деловодства глубже рассматривал Палеха Ю. в своих работах "Управлінське документування, Ч. 1, 2" [41, 42]. Для решения проблем по автоматизации документооборота на предприятии? рассматривались "Системы автоматизации электронного документооборота" в работе "Электронный документооорот" Асеева Г.Г [43], для выявления лучшей и эффективной системы.
|