Статистика

Экспериментальные исследования

По результатам методики, определяющей творческий потенциал педагогов, были сделаны следующие выводы: люди, работающие в данном коллективе в основном имеют значительный личный творческий потенциал. У них богатый набор творческих способностей которые могут применить их на деле, им доступны самые разнообразные формы творчества;

Однако потребность в постоянной опёке наблюдается почти у 60 % учителей. Общий уровень творческого потенциала в данном коллективе был определён как высокий (28,9).

С целью доказательства выдвинутой гипотезы, был вычислен коэффициент корреляции по Пирсону.

Формула: R=1 -(6*∑d*d)/N*(N*N-1),

где d - разность между рангами по данным теста на оценку уровня творческого потенциала и теста «Оценка уровня психологического климата», N - количество ранжируемых значений, в данном случае количество испытуемых. Коэффициент корреляции получился со знаком "+" + 0,32, что говорит о том, что увеличению числовых значений одного ряда соответствует увеличение числовых значений другого ряда, т.е., чем выше показатели социально - психологического климата тем выше творческий потенциал в коллективе. Уровень значимости (0,87) говорит о том, что данная связь с высокой вероятностью будет воспроизводиться в таких же экспериментах. Таким образом, можно сделать следующий вывод: выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Действительно, в коллективе, где благоприятный психологический климат, созданы условия( благодаря демократическому стилю руководства трудовым коллективом) для работы и самореализации, у сотрудников формируется высокий уровень творческого потенциала

Заключение

Проблема формирования педагогического коллектива стояла остро всегда. Ещё острее стоит вопрос о создании в нём таких условий, чтобы учебно-воспитательный процесс был эффективным. А для этого необходим творческий подход к своей деятельности педагогов школы. Установлено, что между состоянием социально-психологического климата развитого коллектива, эффективностью совместной деятельности его членов и наличием в школе творческой атмосферы, являющейся необходимым условием инновационной деятельности, существует положительная связь.

Психологический климат коллектива педагогов, прежде всего, проявляется в настроении его членов и, определяет их работоспособность, психологическое и физическое самочувствие, формирует эмоциональный настрой и творческий потенциал педагогов. Это особенно актуально сегодня в свете внедрения новых общеобразовательных стандартов второго поколения. Только творческий педагог сможет воспитать творческую личность. Человек способный сам развиваться сможет создать полноценные условия для развития детей.

Профессиональное, личностное развитие учителя возможно в условиях творческой атмосферы в школе, благоприятных взаимоотношений в педагогическом коллективе. Таким образом, характер психологического климата трудового коллектива в целом зависит от уровня группового развития, внутригрупповых взаимоотношений и стиля руководства. Возможности руководителей школы в управлении эмоциональной атмосферой педагогического коллектива очень велики.

В конечном итоге настроение педагогов определяется всегда особенностями руководства данной школой.

Одной из главных социально-психологических функций директора является сплочение педагогического коллектива. Сплочённость коллектива способствует повышению его воспитательных возможностей, сокращению текущих кадров. Сплочённый коллектив-коллектив устойчивый, способный противостоять действию внутренних и внешних сил, направленных на ослабление или разрушение связей между его членами.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7