Ситуационный подход |
· создание у работников таких потребностей, которые смог бы удовлетворить руководитель; · удовлетворение потребностей подчиненных, после достижения цели. Хаузом выделены следующие стили руководства: · стиль поддержки, который обычно встречается у дружелюбного руководителя, беспокоящегося о благополучии своих подчиненных; · инструментальный стиль заключается в том, что работникам сообщают цели, которые необходимо достигнуть и дают им конкретные указания, руководитель же в свою очередь поддерживает определенные стандарты исполнения, просит подчиненных придерживаться правил; · стиль, поощряющий участие подчиненных в принятии решений, который характеризуется тем, что руководитель делится имеющейся информацией со своими сотрудниками и использует их идеи для принятия решений. · стиль, ориентированный на достижение цели. Несколько позднее была предложена модель П. Херси и К. Бланшара, названная теорией жизненного цикла, которая гласила, что эффективность стилей лидерства зависит от зрелости исполнителей. Зрелость здесь подразумевается как способность нести ответственность. Согласно Херси и Блашпару, понятие зрелости не является постоянным качеством лица или группы, а скорее характеристикой конкретной ситуации. Это означает, что руководитель может менять и свое поведение в зависимости от относительной зрелости лица или группы. Руководитель определяет эту зрелость, оценивая стремление к достижению, способность нести ответственность за поведение, а также уровень образования и опыт прошлой работы над порученными заданиями. Херси-Бланшара и в наши дни проводятся разнообразные тренинги лидерства. Вместе с тем понятие "стиль лидерства" не характеризует в полной мере все виды деятельности, которые должен осуществлять лидер. Примером такой деятельности является принятие решений. В рамках анализа стилей этот вопрос решается однозначно: если вы выбрали партисипативный стиль, значит, вы должны вовлекать ведомых в процесс разработки и принятия решений. Но все-таки очевидно, что в определенных случаях лидер, независимо от доминирующего стиля, должен принимать решения единолично. Неудивительно поэтому, что В. Врумом и Ф. Йеттоном был развит подход, предполагающий выбор лидером метода принятия решения в зависимости от имеющейся информации, значимости решения, круга заинтересованных лиц и пр. Этот подход по существу является фундаментально процессным, поскольку он учитывает такое последствие принятого решения, как следование ему со стороны ведомых. Подъем интереса к групповой динамике и командообразованию в начале 1970-х годов привел исследователей лидерства к новой проблеме: как учесть различия во взаимоотношениях между лидером и разными последователями? Наибольший вклад в развитие этого направления внес Дж. Грэн, который вместе со своими коллегами разработал теорию обмена, где утверждается, что лидер формирует со своими последователями отношения двух типов. Первый тип отношений предполагает тесные контакты, сильную поддержку со стороны лидера, высокий уровень доверия; такие отношения устанавливаются с членами так называемых "внутренних групп". Второй тип отношений характеризуется большей отстраненностью, не столь частыми контактами, меньшей поддержкой; они устанавливаются с членами "внешних групп". То, в какую из групп попадет тот или иной последователь, определяется на ранней стадии его взаимодействий с лидером. |