Ситуационный подход |
Подход с позиций личных качеств и поведенческий подход не выявили связи между личными качествами руководителя и его эффективностью. Конечно же, неоспоримо, что личные качества играют огромную роль, однако очень многое зависит и от дополнительных факторов. Эти самые факторы включают в себя характер задания, воздействие среды коллектива, потребности и личные качества подчиненных, а также информацию, которая имеется у руководителя. В связи с этим современные теории лидерства и базируются на ситуационном подходе. Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя данный подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации. Современные ученые пытаются определить, какие стили поведения и личные качества более всего соответствуют определенным ситуациям. Результаты их исследований указывают на то, что в зависимости от ситуации требуются различные организационные структуры, способы руководства должны выбираться с учетом характера конкретной ситуации. Это значит, что руководитель - лидер должен вести себя так, как того требует данная ситуация. Практически все авторы ситуационных моделей шли одним и тем же путем: выбирали основной фактор, описывающий ситуацию взаимодействия лидера и ведомых, и на этом основании предлагали спектр стилей лидерского поведения, оптимального для различных ситуаций. Первой стала работа Ф. Фидлера, в ней просматриваются элементы теории лидерских качеств. Он ввел принципиально новую характеристику лидера, которую можно условно назвать терпимостью к наименее предпочтительным сотрудникам. Фидлер считал, что взаимосвязь между этой характеристикой лидера и его эффективностью зависит от степени контроля над подчиненными, который, в свою очередь, зависит от трех ситуационных факторов: · отношения между руководителем и членами коллектива - лояльность, проявляемая подчиненными, доверие к руководителю, привлекательность личности руководителя для исполнителей; · структура задачи - четкость формулировки и структуризации, а не аморфность. · должностные полномочия - объем законной власти, полученный в связи с назначением на должность, позволяющий использовать вознаграждения. Фидлер полагал, что руководителю свойственен его стиль управления, поэтому его нужно помещать в ситуацию, в которой этот стиль будет уместен. Это обеспечит надлежащий баланс между требованиями, выдвигаемыми ситуацией, и личными качествами руководителя, а это приведет к высокой производительности и удовлетворенности. Однако, несмотря на очевидно большую реалистичность ситуационной модели Фидлера, и ее оказалось недостаточно. В ней цель деятельности лидера находилась как бы на периферии внимания автора. Фактически реакцией на это ограничение модели стало появление другого "ситуационного" теоретического построения - концепции "путь - цель" Р. Хауза. Она также указывает руководителям на необходимость применять стиль руководства, наиболее целесообразный сложившейся ситуации. Согласно концепции "путь - цель" руководитель может побуждать подчиненных к достижению целей организации, воздействуя на пути достижения этих целей. Существуют такие приемы, с помощью которых руководитель может влиять на пути или средства достижения целей: · объяснение требований к подчиненному; · оказание поддержки; · направление усилий на достижение целей; |