Место и роль деловой оценки в управлении персоналом |
Вполне оправданной представляется позиция западных специалистов в области менеджмента в отношении деловой оценки работника: она должна рассматриваться как возможность открытого обсуждения прогресса в деятельности работника, выбора путей улучшения этой деятельности [47, с. 48]. Необходимо, чтобы работник понимал, какие ошибки он совершает, какие из них связаны с его личностью, как наиболее полно реализовать свой потенциал. Можно выделить такие особенности оценки кадров на предприятиях Японии: ) господство социальной философии производства, направленной на человека; ) достаточно жесткая связь результатов оценки работников с оплатой труда и премированием; ) регулярность и всеобщность оценки; ) использование количественных методов (бальной системы). Оцениваются обычно результаты работы (достижения), способности, характер работника, его адаптация в данной должности [43, с. 189]. Характерно при этом, что при решении материального стимулирования приоритет отдается результатам работы, а при решении вопросов продвижения по службе, расстановки кадров и повышения квалификации предпочтение получают способности и характер. Опыт США показал, что распространенными стали методы собеседований (4/5 фирм), 2/3 фирм пользуются наведением справок и около 1/3 услугами центров оценок. Деловая оценка работников выполнит поставленные задачи только в том случае, если будет проводиться с соблюдением определенных требований. Среди них особо выделяются: ) объективность - использование достаточно полной системы показателей для характеристики работника, его деятельности, поведения, использование достоверной информационной базы для расчета показателей, охват достаточно длительного периода работы и учет динамики результатов деятельности на протяжении этого периода; ) оперативность - своевременность и быстрота оценки, регулярность ее проведения; ) гласность - широкое ознакомление работников с порядком и методикой проведения оценки, доведение ее результатов до всех заинтересованных лиц; ) демократизм - участие общественности, привлечение к оценке коллег и подчиненных; ) единство требований оценки для всех лиц однородной должности; ) простота, четкость и доступность процедуры оценки; ) результативность - обязательное и оперативное принятие действенных мер по результатам оценки; ) максимально возможная механизация и автоматизация процедуры оценки. Назначение деловой оценки персонала: . Деловая оценка персонала позволяет более качественно отбирать специалистов на ключевые должности в структурные подразделения организации. . Оценка позволяет определить соответствие квалификации работников требованиям организации сейчас и в перспективе. . Использование метода оценки помогают работникам организации сделать определенные выводы о собственной работе: а) Всё ли я делаю правильно? б) Что я делаю неправильно? в) Что мне нужно изменить, чтобы делать это лучше? г) Что мне конкретно необходимо сделать, чтобы добиться этих изменений? . Деловая оценка персонала помогает высшему звену компании: а) определить перспективы работников и формировать кадровый резерв; б) определить эффективность подбора сотрудников и кадровой политики в целом; в) определить эффективность программы развития профессиональных навыков сотрудников; г) проверить корректность принятых ранее решений о повышении сотрудников в должности; д) провести планирование и расстановку кадров; е) выявить основные нужды и структуру мотивации сотрудников к работе; ж) выбрать целесообразную мотивацию сотрудника для улучшения их работы в интересах организации; з) проследить причины успехов и неудач отдельных сотрудников и структурных подразделений компании; . На основании результатов оценки персонала: а) определяется необходимость обучения сотрудников; б) разрабатываются планы и программы по развитию сотрудников; в) определяются перспективы роста квалификации сотрудников; г) рассматривается возможность изменения уровня заработной платы сотрудников; д) вносятся изменения в систему мотивации персонала. |