Основные особенности управления персоналом |
Из этого выплывает, что понятие «управление персоналом» имеет два основных аспекта: 1) функциональный; 2) организационный. В функциональном отношении под управлением персоналом понимается исполнение таких самых важных элементов как: определение общей стратегии; планирование потребностей организации в персонале с учетом действующего кадрового состава; отбор и оценка персонала; повышение квалификации персонала и его переподготовка; система продвижения по службе; увольнение персонала; построение и организация работ, в том числе, определение рабочих мест, функциональных и технологических связей между ними, содержания и последовательности работ, условий труда; политика заработной платы и социальных услуг; управление затратами на персонал. В организационном отношении управление персоналом охватывает всех сотрудников и все структурные подразделения в организации, которые несут ответственность за работу с персоналом. Можно определить, что процесс управления персоналом включает следующие функции рис. 1.3. Рассмотрим более подробно каждую из функций: 1) планирование - это постановка целей, разработка правил и последовательности действий, разработка планов и прогнозирование некоторых возможностей в будущем; 2) организация - это постановка заданий перед каждым подчиненным, деление на отделы, делегирование части полномочий подчиненным, разработка каналов управления и передача информации, координация работы подчиненных;
Рис. 1.3 Основные функции процесса управления персоналом 3) руководство - это решение вопроса о определении стандарта для необходимых кандидатов, подбор, отбор рабочих, установление требований к исполняемой работе, оценка исполнения работ, консультирование работников, обучение и развитие карьеры работников; 4) контроль - это установление отклонений от требований за количеством и качеством роботы, уровня продуктивности, проверка ответственности исполняемых работ установленным стандартам, нормам; 5) регулирование - это корректировка работ, установленных требований в случае необходимости [6]. Предприятие (организация, фирма), будучи целостной производственно-хозяйственной системой, тем не менее, может быть представлена как совокупность составляющих ее элементов (подсистем), естественно взаимосвязанных (взаимодействующих) друг с другом. Количество таких подсистем может быть разным и зависит от заложенной при декомпозиции концепции. Управление производством осуществляется через человека: через людей вносятся определенные коррективы в техническую, технологическую и организационную стороны процесса производства. Но и сами работники являются объектом управления. Это касается, прежде всего, количества и качества рабочей силы, формирования трудового потенциала, его развития и использования, мотивации трудового поведения, трудовых и личностных отношений и т.д. Чтобы раскрыть содержание этого специфического вида управленческой деятельности, уточним сначала, что является объектом и субъектом управления. Объект управления - это отдельный работник, а также некая их совокупность, выступающая как трудовой коллектив. Совокупность работников может включать как весь персонал предприятия (организации, фирмы), на который распространяются управленческие решения общего характера, так и персонал структурного подразделения (отдела, цеха) или производственной ячейки (бригады). Отличительная особенность группы работников как объекта управления состоит в определенной взаимоувязке деятельности работников благодаря общим целям, что и характеризует их как коллектив. В качестве субъектов управления персоналом выступают группа специалистов, выполняющих соответствующие функции в качестве работников кадровой службы, а также руководители всех уровней, выполняющие функцию управления по отношению к своим подчиненным. |