Концепция НОТ Н.А. Витке |
И Н.А. Витке и его сторонники постоянно подчёркивали значимость авторитета руководителя. Речь идёт о подлинном авторитете, основанном не на страхе подчинённых, а на действительном уважении, которое руководитель может только заслужить, но не «декретировать». В частности, Н. Витке непомерно раздувает значение социально - психологического подхода к управлению, абсолютизируя последний. Важность создания благоприятной психологической атмосферы в коллективе несомненна, но сводить к этому всю суть управленческой работы нельзя. По его же мнению, «именно в этом подходе к социально-трудовому сотрудничеству вся сила работы научной организации управления. Именно этот подход вскрывает существо задачи, осмысливает до сих пор слепой эмпирический процесс, именно он даёт направление всей работы…». Можно указать и на другие ошибки Н. Витке, связанные, например, с попыткой выделения науки управления. Понимая её «стыковой» характер, автор вместе с тем ищет эту науку на границе лишь таких дисциплин, как «индустриальная и коллективная психология», «структурная социология», физиология, игнорируя экономические, политические и прочие отрасли знания. Однако в целом при всей противоречивости концепция Н.А. Витке и его сторонников исключительно интересна, прежде всего, своей социальной направленностью, акцентом на роль человеческого фактора в управлении [21, с. 52]. Заключение Итак, современное управление - это совокупность факторов, которые объективно зародились в прошлом и ранее были как бы невидимыми, неразличимыми, но по мере развития стали играть ключевую роль. Первые ростки научного отношения к организации труда и управления появились в России на рубеже XIX-XX веков, но особенно стали заметными в первые десятилетия XX века, когда в США и Европе приобрели широкую популярность тейлоризм, фордизм, файолизм и др. В России разработка научных основ менеджмента велась в рамках научной организации труда НОТ. Первые научно-практические работы по организации труда были опубликованы в России ещё в XIX в. Это так называемая «русская система», предложенной сотрудниками МВТУ. Это была оригинальная система обучения, явившаяся значительным шагом в деле становления научного подхода к проблемам организации труда и включавшая такие мероприятия, как отделение учебных мастерских от заводских, исполнение каждого определённого вида работ в соответствующей учебной мастерской, снабжение каждой мастерской таким числом мест и орудий, какое может быть занято воспитанниками при одновременном их обучении одним наставником, постепенный переход в каждой из мастерских от образцов более простых к более сложным. Но своё практическое применение разработанная российскими учёными методика нашла за рубежом. Недостаточный общий уровень развития промышленности, слабая организация науки и специалистов в области знания сковывали разработку и широкое внедрение научных методов организации труда и управления в России. С развитием промышленности в начале XX в. в России предпринимались значительные усилия по применению принципов научного управления. Большое значение имело создание специального издательства во главе с Л.А. Левенстерном, которое занималось агитацией за внедрение принципов научного менеджмента и прежде всего тейлоризма. До революции мнения о системе Тейлора разделились на два противоположных лагеря - её сторонников и противников. После революции, а именно в 1920-е годы общественное мнение по-прежнему выражали два лагеря - тейлористы и антитейлористы. Формирование отечественной науки управления и организации труда разворачивалось в 1920-е годы на фоне острой дискуссии вокруг системы Тейлора и вопросов НОТ. 1920-е годы стали периодом развития менеджмента, когда отечественная наука управления создала теоретические концепции и практические методы, сопоставимые с лучшими зарубежными образцами. Массовое движение за научную организацию труда и управления развивалось в самых разнообразных формах. В 1920-е годы теоретические основы науки управления, понимаемой широко - от управления всем народным хозяйством до руководства отдельным предприятием, государственным учреждением и деревенским хозяйством - развивали такие крупные учёные, как А. Чаянов, Н. Кондратьев, С. Струмилин, А. Гастев, А. Богданов. Каждый из них представлял собой неповторимую индивидуальность, яркий исследовательский и публицистический талант, оставивший заметный след в истории. Таким образом, можно сделать следующие выводы: Период с 1900-1910 гг. считался началом первого этапа становления и развития науки о менеджменте в России, который проводился до 1917 г. В России начали, появляться и собственные учёные в области НОТ, наиболее заметным был петербургский профессор Н.Н. Савин. В 1917-1921 гг. в нашей стране были сформированы основы управления социалистической экономикой. Основным теоретиком данного периода выступал В.И. Ленин. |