Категория и основные концепции этики бизнеса |
Итак, предпринимательство - и как социальный феномен, и как личностный тип, характер, и как своего рода «философия» - не однозначно. С этим обстоятельством связана необходимость разработки особой этики бизнеса - системы представлений и норм, накладывающих на экономическую деятельность ограничения, которые не сопряжены непосредственно с хозяйственной целесообразностью, эффективностью или выгодой. Конечно, институционально нельзя наложить на предпринимательство никакие этические запреты. (Собственно говоря, этические нормы вообще не поддаются институционализированию.) Любого рода мораль вырабатываются в публичных дискуссиях, в самой предпринимательской среде - их профессиональными объединениями или корпорациями, клубами. Такого рода объединения уже складываются в России. Как заявил недавно лидер одного из них, его членами, например, принято решение ни при каких обстоятельствах не давать взяток должностным лицам, хотя все прекрасно понимают, насколько такое решение осложняет жизнь предпринимателям. Правда, это, скорее, ограничение произвола государственных лиц, но без такого рода требований немыслим и кодекс деловой чести. Со стороны государства, призванного представлять, в частности, интересы и права граждан, необходимо правовое регулирование экономической деятельности. В равной степени необходима правовая защита интересов бизнеса перед лицом злоупотреблений политиков и чиновников, перед угрозой мафиозно-рэкетирских форм ведения конкурентной борьбы. Многие нормы хозяйственной деятельности вырастают из самой практики. Так, следует назвать антимонопольное законодательство, систему страхования, правовые установления, касающиеся производственной, торговой и финансовой деятельности (хотя у нас явно недостает нерепрессивного правового опыта разрешения хозяйственных конфликтов и гласного, доступного для анализа опыта такого рода). В отличие от экономических и правовых регулятивов этические требования к бизнесу устанавливаются не путем законодательных решений, а посредством дебатов в средствах массовой информации, с помощью институтов общественного мнения, преподавания соответствующих дисциплин в школах бизнеса, воспитания молодого поколения, совместного обсуждения пограничных проблем деловыми людьми и прикладными этиками. Такая практика широко распространена сегодня на Западе. На этой широкой основе и могут быть созданы условия для совмещения этики успеха, которой главным образом руководствуются предприниматели, и этики общественного процветания, явно или неявно отражающей интересы каждого человека. Интерес к этике в немецком культурно-языковом пространстве проявляется в конце 40-х годов XX в. Центром исследований на начальном периоде считалась Высшая школа торговли в Сент - Галлене Швейцари, а пионером в этой области принято называть Артура Лизовски профессора данной школы. Его вводная лекция на тему «О смысле органичного хозяйствования» состоялась в 1932 г., а в своей работе «Основные проблемы экономики предприятия», опубликованной в 1954 г., начинает исследование экономической этики на уровне предприятия. В конце 70-х гг. XX в. данная тема вновь привлекла внимание, отчасти за счет содержательного дополнения в виде этики менеджмента, занимающейся проблемами стиля управления и изучающей ценностные представления управляющего персонала. |