Статистика

Категория и основные концепции этики бизнеса

В 60-х гг. некоторые американские школы бизнеса начинают предлагать своим студентам учебные курсы по социальной ответственности бизнеса. В качестве самостоятельной специальности и учебного предмета деловая этика сформировалась в Америке к 70-м годам. Важным, хотя и несколько необычным, эпизодом стало пожертвование в размере 30 млн. американских долларов, сделанное в 80-е гг. Джоном Шадом Гарвардской школе бизнеса, которое сопровождалось наставлением развивать тему предпринимательской этики и убеждать студентов в том, что моральное поведение экономически оправданно. В Европе развитие предпринимательской этики шло не такими быстрыми темпами. В 1966 г. выходит в свет работа Ходжеса «Предприятие и мораль. Социальная ответственность предпринимателя»

Дополнительные импульсы развитию предпринимательской этики придала концепция «Социальная работа корпораций», разработанная в США в конце 60-х гг. Ее ключевыми пунктами были «социальный аудит» и «доклад общественности». После длительной подготовки, в 1977 г., американский институт сертифицированных бухгалтеров опубликовал рекомендации компаниям - «Измерение социальной работы корпораций - определение воздействия деловой активности на общество». Рекомендации охватывали следующие области природная среда, не возобновляемые ресурсы, человеческие ресурсы, поставщики и клиенты, продукты, услуги и клиенты, общество и община, опыт в общественной деятельности. Подход, также внесший свой вклад в развитие предпринимательской этики, представляет концепция «качества жизни», введенная в 1972 г. и побудившая некоторые фирмы предоставлять периодический «доклад общественности» о своей деятельности. Такой отчет, получивший название «социального баланса», впервые подготовлен немецким отделением компании Shell в 1972 г.

Объективная необходимость обоснования проблемы, связанной с предпринимательской этикой, обусловлена недостаточной изученностью этого вопроса в рамках стратегического управления. При этом наблюдаются значительные различия в степени их научного осознания и разработки между отдельными национальными экономическими школами и традициями. При относительно высокой интенсивности исследовательской работы по проблемам предпринимательской этики в странах Западной Европы и, прежде всего, Германии и Америки российская экономическая наука этим проблемам должного внимания пока не уделяет. Ситуация усугубляется затруднением с доступом к публикациям по актуальным вопросам предпринимательской этики, так как большинство из них не издано на русском языке.

Среди национальных школ в области предпринимательской этики особое место принадлежит немецкоязычной научной традиции, основы которой заложены немецким экономическим либерализмом Ф. Бема, В. Репке, А. Мюллер-Армака, В. Ойкена. В современных условиях ведущими специалистами признаются К. Хоман, П. Ульрих, Штайнманн и Лер. Смежные темы экономической этики разрабатываются П. Козловски, Дж. Эндерле, Дж. Виландом. При этом необходимо отметить и вклад теологической традиции католицизма и протестантизма (А. Рих). При различии взглядов этих исследователей на предпринимательскую этику, минимальный консенсус между ними связан с признанием все возрастающего значения этики в стратегическом управлении в экономических условиях современности.

Перейти на страницу:
5 6 7 8 9 10 11 12