Принципы деятельности информационно-консультационной службы |
К числу наиболее общих принципов, которых необходимо придерживаться в процессе консультационной деятельности, могут быть отнесены следующие: открытость - информационно-консультационная услуга должна быть оказана любому клиенту, обратившемуся за помощью, независимо от возраста, пола, расы, национальности, вероисповедания, социального положения, политических взглядов, гражданства и других факторов; независимость, объективность и научность информации и рекомендаций, распространяемых службой и консультантами; конфиденциальность в отношениях с клиентом; адекватность - работа службы должна соответствовать ситуации в регионе и возможностям клиентов, она применяет методы работы и технологии, привязанные к конкретной местности; наличие устойчивой обратной связи с клиентами (населением); гибкое реагирование на изменение государственной и местной политики и потребностей сельских товаропроизводителей и жителей; взаимодействие с другими организациями, занимающимися развитием местности; управление конфликтами интересов, возникающими в результате изменений, вызванных деятельностью службы, их предотвращение; достижение целей в рамках государственной политики, недопущение действий, противоречащих ей. Необходимо отметить, что консультант несёт всю полноту ответственности за свои решения и действия, используя все известные ему достижения науки и практики, поэтому он должен систематически профессионально совершенствоваться. При оказании помощи консультант должен руководствоваться исключительно интересами клиента. Мотивы личной выгоды не должны оказывать влияния на принятие профессионального решения. В частности, консультант не должен принимать поощрения от фирм-производителей и распространителей средств производства (сельскохозяйственной техники, химикатов и т.п.) и других им подобных, тем более работать их представителем или выполнять для них услуги за вознаграждение по продвижению их товаров среди своих клиентов. С одной стороны, консультант также не может заниматься какой-либо иной деятельностью, если она несовместима с профессиональной независимостью и целями учреждения, в котором он работает. Недопустима также неэтичная самореклама за счёт принижения достоинств коллег или конкурентов. С другой стороны, консультант обязан содействовать распространению новейших научных знаний и другой информации, способствующей развитию клиентов и их сообществ по пути прогресса, активно участвуя в пропаганде и внедрении таких знаний и информации. Консультант отвечает за качество оказываемой консультации и предоставляемой им информации. В своей работе он должен выбирать те варианты и методы решения, которые сочтёт наиболее эффективными в каждом конкретном случае, руководствуясь интересами клиента. Если консультант, оказывая помощь, поймёт, что поиск решения проблемы клиента выходит за рамки его компетенции или возможностей, он должен сразу же сообщить об этом клиенту, чтобы минимизировать его потери. Кроме того, консультант может отказаться от работы с клиентом, если обнаружит, что между ним и клиентом нет необходимого взаимного доверия (в случае, если оно является необходимым условием успешного анализа проблемы и реализации мероприятий по её решению),если чувствует себя недостаточно компетентным или не располагает необходимыми для успешной работы с клиентом возможностями. Консультант не вправе публично ставить под сомнение профессиональную квалификацию клиента, другого консультанта или специалиста, или каким-либо иным образом их дискредитировать. Если профессиональные замечания в чей-либо адрес необходимы, то они должны быть сделаны в неоскорбительной форме и аргументированы. В свою очередь, никакие действия, направленные на защиту «чести мундира» и приносящие вред интересам клиента, не могут быть оправданы. |