Статистика

Проблемы подготовки специалистов сферы туризма в России и мире

На практике очень распространены проводимые туроператорскими компаниями обучающие семинары для сотрудников турагентств. Тематика подобных семинаров самая различная: изучение конкретных туристских направлений, отельной базы и экскурсионных возможностей того или иного направления, методики продаж круизов и т.п. Представители туроператоров регулярно (перед началом зимнего или летнего сезонов) выезжают в регионы. По итогам подобных семинаров и мастер-классов участники получают соответствующие сертификаты. И все же проблема повышения квалификации стоит довольно остро.

Становиться действительностью, когда хорошее образование, способность к творчеству и компетентность являются важнейшим капиталом каждого. Эти качества способствуют преобразованию нашего общества [13].

Как известно, коренные структурные преобразования общества определяются в первую очередь двумя тенденциями: глобализацией и информационно-технической революцией. Новые формы организации труда, растущий сектор услуг, международная конкуренция и зарождающийся глобальный рынок работ представляют собой логическое последствие этих тенденций. Это означает, что однажды приобретенная специальность более не является гарантией для профессиональной деятельности в течение всей жизни. Для отдельного работника это значит, что он должен быть готов к приобретению более высокой квалификации и новых специальностей, а также постоянно продолжать свое образование. Он должен развить в себе способности, которые позволят ему быстро адаптироваться к изменяющейся ситуации и новым требованиям. По мнению Э. Бульман, наряду со знанием иностранных языков речь идет о так называемых "soft skills", то есть о гибкости, способности работать в коллективе, самостоятельности, умению решать проблемы, выносливости, мобильности, а также о культурной и интеркультурной компетентности [18].

Приведенные требования находят полное подтверждение в сфере туризма и гостеприимства. Темпы роста рынка работ в этой сфере за последние десять лет резко увеличились, и спрос на профессионально подготовленные кадры намного превышает предложение. По мнению практических работников, проблема заключается не в том, что выпускников профильных образовательных учреждений не хватает, а в уровне их подготовки, завышенных ими критериях самооценки и низкой трудовой мотивации.

Выпускнику очень важно иметь, прежде всего, хороший навык одного или двух иностранных языков, чтобы он неплохо разбирался в географии и обладал приличным багажом знаний страноведческого характера, умел бы пользоваться специализированными компьютерными программами, поисковыми системами, владел хотя бы первичными навыками техники продаж турпродукта, разбирался в технологиях бронирования услуг, имел основы юридических знаний, ведь придется подписывать договоры с клиентами, разбирать конфликтные ситуации. Для работодателя большое значение имеют личностные качества выпускника, такие как, высокая коммуникабельность, ответственность, аккуратность, доброжелательность, стрессоустойчивость и даже известного рода артистизм [19].

Аналогичная кадровая проблема в гостиничном бизнесе. По утверждениям руководителей гостиниц студентов и выпускников вузов, как на практику, так и на работу они берут редко, объясняя это тем, что у них отсутствуют практические навыки, а амбиции в отношении вознаграждения и статуса очень велики и абсолютно не соотносятся с уровнем их компетентности. При этом людей в их бизнесе катастрофически не хватает. Объясняется это тем, что проблема у соискателей лежит в сфере ментальности. "Увы, - подчеркивает В. Максимов, генеральный директор отеля "Советский" и ресторана "Яръ", - очень мало людей, которые стремятся быть первыми, хотя на шаг опережать конкурентов. А в нашем бизнесе надо постоянно учиться, следить за новыми тенденциями индустрии". Для кандидатов, которые приходят на менеджерские места, необходим опыт. Вот поэтому работодатели приглашают только тех, кто имеет опыт работы в этих областях, приглашают иностранцев: англичан, немцев, американцев. Считают, что с ними легче найти общий язык, проще работать.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7