Статистика

Проблемы подготовки специалистов сферы туризма в России и мире

В 1996 г. Государственным комитетом РФ по высшему образованию был утвержден Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, определивший государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности "Социально-культурный сервис и туризм" (стандарт второго поколения). Данные требования действовали в качестве временных требований до введения стандарта в 2000 году. Была определена квалификация выпускника - специалист по сервису и туризму, объекты (услуги, оказываемые в области туризма, музейно-выставочного дела, документоведения и делопроизводства, гостиничного хозяйства и связанных с ними информационных технологий) и виды профессиональной деятельности (организационно-управленческая, референтская, туристско-экскурсионная, музейно-выставочная, научно-исследовательская).

В настоящее время действуют стандарты третьего поколения, утвержденные в 2000 году. Специальность была утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 г. № 68612. Согласно этому стандарту, выпускнику присваивается квалификация "Специалист по сервису и туризму", причем требования к квалификации более широкие, чем требования стандарта 1996 г.; изменились и расширились требования к основной образовательной программе (в частности, обязательным стало изучение второго иностранного языка и т.д.). Объектами профессиональной деятельности выпускника по специальности "Социально-культурный сервис и туризм" является удовлетворение потребностей человека в социально-культурных и туристских услугах. Специалист по сервису и туризму по специальности "Социально-культурный сервис и туризм" должен быть подготовлен к следующим видам профессиональной деятельности: сервисная, организационно-управленческая, научно-исследовательская, образовательная. Большее значение, по сравнению с предыдущими стандартами, отводится практике: установлено три вида практики (учебная, производственная и преддипломная), определено место прохождения практики студентами и форма аттестации по итогам практики [27].

Однако туризм в России развивается так стремительно, что национальная система профессионального образования не успевает адаптироваться к новым туристским реалиям и разработать нормы и стандарты, которые соответствовали бы требованиям, предъявляемым к работникам туристской сферы как у нас в стране, так и за рубежом. Сегодня цивилизованное развитие индустрии туризма требует системной подготовки кадров совершенно иного качества. Представители крупнейших образовательных учреждений в своих интервью корреспондентам известных периодических изданий туристского профиля сошлись во мнении, что основная специализация "Социально-культурный сервис и туризм", созданная 10 лет назад, сегодня уже не отвечает требованиям времени.

Была создана новая специальность "Туризм", согласно приказу № 1656 Министерства образования от 14 апреля 2004 г. "Об эксперименте по созданию новой специальности "Туризм" и Совете по туристскому образованию". Она включена в группу "Специальности сервиса" и закреплена за учебно-методическим объединением вузов России по образованию в области сервиса. В ряде вузов должна быть организована подготовка бакалавров, дипломированных специалистов и магистров туризма по новой специальности. Учебные программы и стандарты по новой специальности разрабатывались комиссией, созданной Минобразованием, Минэкономразвитием и Министерством труда и занятости с активным участием практиков. Контроль за реализацией новой специальности возложен на Совет по туристскому образованию. В эксперименте участвует около 30 вузов страны, в том числе и Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (МГУ), который с сентября 2004 г. ввел на географическом факультете новую, экспериментальную специальность "Туризм" [12].

Вновь созданная специальность аккумулирует лучший отечественный и зарубежный опыт в сфере туристского образования и практические наработки специалистов туриндустрии. Она выгодно отличается хорошо зарекомендовавшим себя сочетанием фундаментальных знаний и практического опыта, характерных для классического университетского образования. Учебный план включает гуманитарные, естественные, математические предметы и систему специальных дисциплин, а также ряд общепрофильных дисциплин: менеджмент, маркетинг, реклама, страноведение, государственное регулирование, обязательное углубленное изучение двух иностранных языков. Планируется, что к окончанию обучения будущие специалисты приобретут не только теоретические знания, но и пройдут практическую подготовку в ведущих туристских компаниях страны и мира. Значительное преимущество стандарта "туризм" заключается в том, что в нем сильно увеличен срок проведения практики. Ведь туризм - это системно организованная отрасль, которая использует в своей работе все новейшие достижения.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7