Проблемы подготовки специалистов сферы туризма в России и мире |
Характерна для сферы туризма и другая закономерность. Зачастую, как подтверждает практика, выбор делается не в пользу молодого специалиста, а в пользу того, кто обладает коммуникативными способностями и легко обучается методом погружения в работу. У каждой российской турфирмы, сегодня есть своя модель развития, ее принципы бережно сохраняются, секретами успеха никто делиться не торопится. К подбору кадров относятся специфически. Хороший персонал ‒ либо "выращенный" внутри компании, либо "проверенный" в соседней. Так, в действующих компаниях подбирается персонал с целью соответствия положению о наличии сотрудников со специальным образованием. Подобная практика распространена и во вновь создаваемых фирмах. Приглашают туда зрелые кадры, а не молодых выпускников [7]. Таким образом, с одной стороны, спрос на туристское образование есть и сохраняется тенденция к его дальнейшему росту, есть образовательные учреждения, готовые этот спрос удовлетворить, с другой стороны, ощущается нехватка в квалифицированных кадрах. В чем же причина такого несоответствия? Отсутствие закономерных связей между образовательными учреждениями и туристскими компаниями предопределено изъянами самой отечественной туриндустрии. На кадровом рынке отсутствует понятие широко-профильного специалиста. Судя по объявлениям, которые дают столичные работодатели (особенно, на Интернет-сайтах туроператорских компаний), требуются сотрудники на должность "менеджера по Австрии" (Италии, Китаю и т.д.), в лучшем случае - "менеджера по Западной Европе" (Ближнему Востоку). Нет спроса на специалиста-универсалов. Нужны конкретные знания и умения (знание конкретного направления, отельной базы, специфики продаж автобусных туров или круизов и т.д.). В Краснодаре с этим дело обстоит несколько иначе, поскольку больших компаний немного, а в среднем штат Краснодарской турфирмы составляет 4-6 человек. В такой ситуации менеджер по туризму вынужден становиться "универсалом", но при этом не обязательно и, к сожалению, далеко не всегда становится специалистом, так как невозможно одинаково хорошо знать все туристические направления, специфику той или иной страны. Следует признать, что рынок труда туриндустрии крайне нецивилизован [1]. Однако ситуацию с кадрами в туризме на данный момент можно охарактеризовать как переходный период: молодые специалисты еще не "созрели" для того, чтобы взять в свои руки рычаги управления, а старые теряют "хватку" - сказывается отсутствие классической коммерческой школы, которой раньше просто не существовало. Высшая школа сегодня лишь пытается приспособиться к рыночным условиям экономики. В профильных вузах студентам, как правило, дают лишь самую общую базу. Концепция специализированного образования по западному образцу у нас только начинает приживаться. В частности, в специализированных "туристических" высших учебных заведениях не на должном уровне поставлено преподавание иностранных языков [9]. И все же необходимо признать, что для формирования национальной системы туристского образования сделано многое. Образование в высших учебных заведениях строится в соответствии с принятыми и утвержденными государственными образовательными стандартами. Их основное назначение состоит в том, чтобы четко определить контуры федерального образовательного пространства, которое должно быть единым для всей страны. Высшие учебные заведения сообразно своим возможностям и потребностям своих регионов, предприятий, самих студентов вполне самостоятельно строят и учебный, и исследовательский процессы. А государственные стандарты выступают лишь в качестве наиболее общего регулирующего начала, которое, сохраняя все возможности для многообразия высшего образования, гарантируют его необходимый уровень, как бы гармонизируют деятельность всех российских вузов. Стандарт определяет обязательные дисциплины, а также дисциплины по выбору и факультативные курсы по специальности, устанавливает требования к уровню подготовленности лиц, завершивших обучение (общеобязательные знания, умения и навыки). Еще одна особенность состоит в том, что стандарты включают в себя два компонента: федеральный (устанавливает обязательный минимум содержания основной профессиональной программы и определяет государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретной специальности) и региональный (определяет ту часть содержания основных образовательных программ, которая отражает региональные особенности подготовки специалистов). Введение регионального компонента не должно снижать уровень требований, предусмотренных федеральным компонентом стандартов [10]. |