Отличительные особенности лидерства и менеджмента |
Конечно, не каждый способен одновременно быть хорошим лидером и грамотным менеджером. У некоторых людей - присутствует настоящий талант к управленческой работе, но таким людям обычно не хватает лидерских качеств. Другие являются яркими лидерами, но в большинстве своем они не способны стать высококлассными менеджерами. Достаточно умный руководитель в своей компании сможет создать необходимые условия как для менеджеров так и для лидеров, и постарается, чтобы эти талантливые люди стали неотъемлемой частью коллектива. Но когда дело доходит до подготовки специалистов на высшие руководящие должности, главы компаний пытаются воспитать лидеров и менеджеров в одном лице, хотя это противоречит мнениям некоторых аналитиков, полагающих, что человек якобы не способен одновременно быть менеджером и лидером. Но чтобы действительно суметь подготовить таких специалистов, главы компаний должны понять разницу между менеджментом и лидерством. Джон П. Коттер, профессор Гарвардской школы бизнеса, выявил основные различия в своей статье Истинная роль лидера. Менеджеры, чтобы успешно управлять компанией или своим подразделением выполняют такие обязанности, как планирование и формирование бюджета - это означает, что они ставят цели на будущее (обычно на четко определенный период - год или месяц). Они определяют этапы на пути к их достижению и впоследствии распределяют ресурсы для осуществления своих планов. Лидеры же в свою очередь призваны совершать серьезные организационные изменения, таким образом, их работа начинается с выбора курса развития, под этим подразумевается создание желаемого образа компании в будущем (сроки не оговариваются, так как это долгосрочная перспектива), и разработка стратегии для осуществления необходимых мер, чтобы воплотить ее в жизнь. Осуществляя свой план, менеджеры уделяют основное внимание организации и подбору персонала, то есть создают организационную структуру и определяют должности, выполняющие намеченную по плану работу, подбирают квалифицированные кадры, знакомят их с деталями плана, распределяют обязанности и организовывают систему контроля за ходом работ. Лидеры же в первую очередь ищут союзников. Это означает, что лидер набирает команду, которая разделяет его мнения и поддерживает своего руководителя. Лидер должен уметь привлекать на свою сторону людей с иными точками зрения. В последствии, для отслеживания того, как осуществляется намеченный план, менеджеры прибегают к контролю и решению проблем. Это подразумевает подробное сопоставление нынешних показателей с плановыми (с помощью отчетов, совещаний и т.д.), выявление отклонений. После этого менеджеры вновь занимаются планированием и организацией, уже с учетом выявленных недостатков. Что же касается лидеров, то воплощение в жизнь идеального образа требует недюжинного умения поддержать в своих сторонниках мотивацию и энтузиазм. Нужно добиться того, чтобы, невзирая на препятствия люди, не сошли с верного пути, который вывел бы их в новое будущее. При этом лидеры должны осознавать насущные, хотя зачастую неосознанные, человеческие потребности, ценности и эмоции.
Перейти на страницу:
1 2 |