Стили управления коллективом. Медиация |
Демократический стиль умножает свой потенциал, так как во всём прослеживается рационализм и равновесие. Медиация (посредничество) - это завершение конфликта с помощью третьего лица - медиатора, не заинтересованного прямо в исходе конфликта. Конфликтующие стороны и медиатор планомерно выявляют проблемы и пути их разрешения, ищут альтернативы и пытаются достичь консенсуса, который удовлетворял бы обе стороны. В роли медиатора может выступать кто угодно, однако, существуют группы людей, относящиеся к официальным медиаторам: арбитражный суд, прокуратура, профсоюзы, профессиональные медиаторы-конфликтологи и так далее. Неофициальные медиаторы - это люди, к которым можно обратиться за помощью в силу их образования или большого опыта: представители религиозных организаций, психологи, юристы, социальные педагоги. В роли спонтанных медиаторов могут выступать свидетели конфликта, например, коллеги по работе, но в этом случае нельзя говорить о профессиональной помощи. Конфликтующим сторонам следует прибегать к поддержке медиаторов, если: все средства для решения конфликта исчерпаны, а выхода нет; стороны изначально отстаивают противоположные интересы; одной из сторон нанесён серьёзный ущерб; сторонам важно сохранить хорошие отношения; существует временное перемирие, но конфликт не исчерпан; требуется третья сторона для контроля исполнения соглашения. Медиаторы могут выступать в роли: . «третейского судьи», который обладает максимальными возможностями для решения проблемы, не подлежащее обжалованью. . «арбитра» - это то же самое, но стороны могут обратиться к другому человеку, не согласившись с решением «арбитра». . «посредника», который играет нейтральную роль в решении конфликта, так как окончательное решение принадлежит оппонентам. . «помощника», организующего встречу, при этом, не принимая участия в обсуждении; . «наблюдателя», который своим присутствием только лишь смягчает течение конфликта. Руководитель должен помнить, что результаты участия медиатора в конфликтах могут быть разными. По данным научных исследований их влияние на конфликты эффективно в 50% случаев, в 25% - не влияет на его исход, а в 10% - оказывает отрицательное воздействие. Чтобы влияние медиатора на ситуацию было наиболее эффективным, оппоненты так же должны быть заинтересованы в поиске компромиссного решения, а этого можно достичь при высокой степени напряжённости и скоротечности конфликта, при настойчивости и заинтересованности медиатора. Медиатор может воздействовать на конфликтующие стороны разными способами. Тактика «поочерёдного выслушивания» применяется в острый период конфликта, когда разъединение сторон невозможно.
«Директивное воздействие» оказывается при акцентировании на слабые моменты, склоняя оппонентов к примирению.
Медиатор использует «сделку» для ведения переговоров при участии обеих сторон.
Медиатор доказывает ошибочность позиции одного из оппонентов, используя «давление». |