Методы контроля качеством, анализ дефектов и их причин |
Современные подходы к управлению качеством предполагают внедрение системы контроля, показателей качества продукта на всех этапах его жизненного цикла, начиная от проектирования, и заканчивая послепродажным обслуживанием. Основная задача контроля качества - не допустить появления брака. Поэтому в ходе контроля проводится постоянный анализ заданных отклонений параметров продукции от установленных требований. В том случае, если параметры продукции не соответствуют заданным показателям качества, система контроля качества поможет оперативно выявить наиболее вероятные причины несоответствия и устранить их. Другими словами предприятие направлено на повышение качества своей продукции. Качество для имиджа и покупательной активности продукции предприятия можно охарактеризовать как состояние, когда потребитель, приобретая изделие один раз, возвращается к «Вам» для их приобретения в следующий раз. По данным исследователей, около 80% всех дефектов, которые выявляются в процессе производства и использования изделий, обусловлены недостаточным качеством процессов разработки концепции изделия, конструирования и подготовки его производства. Около 60% всех сбоев, которые возникают во время гарантийного срока изделия, имеют свою причину в ошибочной, поспешной и несовершенной сборке. По данным исследовательского отдела фирмы Дженерал Моторс, США, при разработке и производстве изделия действует правило десятикратных затрат - если на одной из стадий круга качества изделия допущена ошибка, которая выявлена на следующей стадии, то для ее исправления потребуется затратить в 10 раз больше средств, чем если бы она была обнаружена вовремя. Если она была обнаружена через одну стадию - то уже в 100 раз больше, через две стадии - в 1000 раз и т.д. Поэтому в производстве так необходимо контролирование производства в соответствии со стандартами и что не менее важно своевременная корректировка при отклонении от заданных параметров. В 1987 г. Международной организацией по стандартизации (ИСО) при участии США, Канады, ФРГ были разработаны и утверждены пять международных стандартов серии 9000 (по системам качества), в которых были установлены требования к системам обеспечения качества продукции, в том числе к разработке продукции, изготовлению, к организации контроля и испытаний продукции, к ее эксплуатации, хранению и транспортированию. Международные стандарты ИСО 9000 по системам качества включают пять наименований: . ИСО 9000 “Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению”. . ИСО 9001 “Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании”. . ИСО 9002 “Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже”. . ИСО 9003 “Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях”. . ИСО 9004 “Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания”. В условиях насыщенности рынка и конкуренции, обеспечение выпуска качественной продукции, становится приоритетным направлением деятельности предприятия. С повышением уровня качества тесно связано повышение эффективности хозяйствования и возможность раскрытия новых экономических резервов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что поддержание и постоянное повышение качества выпускаемой продукции является приоритетным направлением деятельности. Инструменты для контроля качества делятся на: · статистические методы; · стандартизация; · нормативно-техническая документация; · инструкции; |