Основы построения учета на предприятии |
Рисунок 4. Виды систем учета затрат Практически для каждого предприятия формируется своя уникальная система управленческого учета, представляющая собой комбинацию различных видов учета затрат. Например, на предприятии с небольшим ассортиментом выпускаемой продукции массового потребления система управленческого учета может включать учет затрат по видам, полную калькуляцию на основе нормативных данных для целей контроля с использованием метода процессного калькулирования. Для работы с аналитическими данными все большую популярность приобретает концепция информационного хранилища, особенностью которой являются: ориентация учета на предметную область, предусматривающая сбор данных о некотором предмете (бизнес - объекте) в согласованной, единой (несмотря на различные источники) и удобной для использования в управленческом анализе форме; интегрированность, означающая согласованное хранение данных в едином общефирменном хранилище; неизменность после внесения данных в информационное хранилище и доступность только в режиме чтения; поддержание хронологии и соответствующей структуризации за длительный период (обычно за несколько лет). В информационном хранилище, как правило, предоставлены не первоначальные оперативные данные, а определенным образом обработанная информация. Система управленческого учета может быть построена с различным объемом реализуемых функций: от простейшего варианта (контроль ключевых параметров хозяйственной деятельности и сигналы о неблагоприятных изменениях) до интегрированной системы контроля и оптимизации различных типов хозяйственных операций предприятия. Создание системы управленческого учета предприятия предусматривает несколько этапов. ) Системно-организационный этап. выделение совокупности решаемых управленческих задач. анализ информационных потоков, отражающих течение бизнес - процессов по выбранным задачам, и важнейших взаимосвязей между ними. проектирование принципиальной схемы документооборота в создаваемой системе управленческого учета. определение направлений изменения регламентов в связи с созданием системы управленческого учета. ) Структуризация информационных потоков. формирование перечней рассматриваемых показателей в привязке к уровням управления. определение объемов собираемой информации, частоты сбора и объемов передачи данных в другие центры ответственности. ) Регламентация информационных потоков. формирование проектов регламентов обработки управленческой информации: по общим ресурсам; в рамках положений об управленческих подразделениях; в рамках должностных инструкций. разработка регламента учета включает: формирование структуры доходов и расходов по уровням предоставления информации; классификацию статей доходов и расходов с анализом представления их в бухгалтерском учете по существующему состоянию и предлагаемой модифицированной номенклатуре и структуре характеристик для определения показателей, обеспечивающих анализ финансовой деятельности и управление; предложения по системе управленческого учета, согласование, утверждение и развитие классификатора используемых учетных документов и их корреспонденции. ) Постановка процедур обработки информации. определение содержания обработки информации в центрах ответственности. разработка методического обеспечения процедур обработки информации. согласование методического обеспечения и процедур обработки информации. ) Регламентация процедур подготовки информации для принятия решений. определение и разработка методического обеспечения обработки информации в системе управленческого учета. составление и утверждение форм предоставления данных менеджерам компании. |