Основы построения учета на предприятии |
Типовая система бухгалтерского учета ориентирована, прежде всего, на внешнюю отчетность, а система управленческого учета предназначена для решения внутренних задач управления предприятием. Сравнение системы финансового (бухгалтерского и налогового) и управленческого учета представлено в таблице 1 (См. Приложение, Таблица 1). В менеджменте учет представляет собой сбор, регистрацию и обобщение всей информации, необходимой руководству компании для принятия управленческих решений. По оценке западных специалистов, именно на постановку и ведение управленческого учета тратится до 90% времени и ресурсов, в то время как на традиционный финансовый учет уходит только оставшаяся часть. Параллельные информационные системы, как правило, нерентабельны и не всегда информативны из-за сбоев в повторном учете, поэтому возникает потребность в интегрированной системе учета. Для того чтобы управлять, надо контролировать различные компоненты бизнеса: труд, ценообразование, рентабельность, распределение ответственности и др. Тенденция управленческого учета - охват всех сторон бизнеса. Отличительным признаком управленческого учета в системе контроллинга, который необходимо учитывать при создании информационной системы (ИС), является интегрированность. Можно выделить вертикальную и горизонтальную интеграцию. Горизонтальная интеграция предполагает сопоставимость данных в учетных блоках. Вертикальная интеграция охватывает цикл принятия управленческих решений: план - организация выполнения плана - учет - контроль - анализ - регулирование. Естественно, учетный компонент - лишь одна из сторон этой интеграции. Поскольку узловым моментом в интеграции является сопоставление затрат и доходов, то наиболее важными становятся операции управления доходами, управления расходами и управления результатами через влияние как на доходы, так и на расходы. Вертикальная интеграция является непосредственным отражением концепции контроллинга и должна быть отражена как в организационной структуре службы контроллинга, так и в архитектуре информационной системы предприятия. Практическая реализация управленческого учета служит основой для решения ряда задач управления предприятием, предусматривающих: оперативный сбор (мониторинг) информации в рамках действующей на предприятии информационной системы; анализ текущего состояния в сопоставлении с планируемыми характеристиками по выбранной номенклатуре показателей представление информации для руководства в целях подготовки оперативных и долговременных решений; адаптивное планирование деятельности предприятия. Выделяют ряд специфических принципов, характерных для системы управленческого учета: учет непрерывности деятельности предприятия; использование единых единиц измерения в планировании и учете; оценка результатов деятельности структурно-организационных элементов предприятия - центров ответственности; комплексное использование информации; преемственность использования информации; многократное использование информации; периодичность планирования и учета, отражающая производственные и коммерческие циклы предприятия; полнота и аналитичность предоставляемой информации; бюджетный (сметный) и/или нормативный контроль величины затрат. Переход к полномасштабному управленческому учету предусматривает учет не только на уровне предприятия в целом, но и на уровне отдельных функциональных и структурных подразделений в рамках системы контроллинга. Для построения целостной системы учета для целей управления необходима структуризация учета. Управленческий учет призван обеспечить расшифровку доходов, затрат, прибыли и в конечном итоге показателей рентабельности в разрезе организационных единиц предприятия, продуктов, услуг, клиентов и т.д. Система кодификации управленческого учета строится на основе иерархического классификатора направлений учета. По выбранным срезам анализа осуществляется суммирование по соответствующим признакам классификатора. Сочетание нескольких признаков обеспечивает возможность реализации сложных запросов. |