Внутренняя (внутрифирменная) и внешняя информация |
Организация коммерческой деятельности фирмы обеспечивается реализацией маркетинговой стратегии фирмы на рынке информационных услуг и продуктов. К основным этапам формирования маркетинговой стратегии деятельности фирмы относятся: 1. Определение региональных особенностей развития сфер производства и потребления с целью выявления проблем, связанных со становлением и совершенствованием бизнеса по причинам отсутствия: · оперативного доступа к профессионально-значимой информации; · технологий и средств преобразования информации; · специалистов с необходимым уровнем информационной культуры; · соответствующей инфраструктуры информационного бизнеса. 2. Исследование спроса и предложения на информационные услуги и продукты в разрезе регионального рынка с целью изучения его структуры, динамики и перспектив развития. 3. Анализ информационного, технологического, технического и интеллектуального обеспечения фирмы с позиций удовлетворения информационных потребностей потенциальных клиентов. . Позиционирование рынка. . Разработка и использование комплексной оценки качества предоставляемых фирмой информационных услуг и продуктов. . Планирование деятельности фирмы в области научных исследований, продвижения и распространения продукции, повышения конкурентоспособности информационных услуг и продуктов; . Формирование механизмов мониторинга и коррекции маркетинговых программ. На схеме представлена модель организации маркетинговой деятельности фирмы сферы информационного бизнеса.
Разработка маркетинговой стратегии фирмы является не единовременным, а итерационным процессом. Следовательно, в саму систему маркетинга должны быть заложены звенья, обеспечивающие ее корректировку на определенных этапах развития данной фирмы. Проведение маркетинговых исследований и использование их результатов в организации деятельности фирмы на рынке информационных услуг и продуктов должно осуществляться постоянно. Здесь следует добиваться того, чтобы научно-техническая и экономическая информация, значимая для разработки маркетинговой стратегии, отслеживалась непрерывно и на ее основе вносились коррективы, как в стратегические решения фирмы, так и в тактические средства достижения приоритетных целей. Как показала практика реализации системно-целостного подхода к разработке маркетинговой программы деятельности фирмы, основной областью приложения методов системного анализа являются слабо структурированные проблемы, со смешанными количественными и качественными оценками. Метод системного анализа позволит структурировать и упорядочить постановку проблемы детализации информационных потребностей клиентов на основе анализа особенностей процесса принятия решений в условиях информационного взаимодействия. Рассмотрим все названные виды информации на примере организации подразделения крупного предприятия по связям с общественностью. Для осуществления деятельности по связям с общественностью необходимо, чтобы она заняла определенное место в любой организации. Голландский исследователь Д. Ван дер Лаан выделяет два вида отдела по связям с общественностью в современной Европе. Деятельность первых реализуется при достижении целей организации и представлена классическими стратегическими службами public relations. Их работа направлена на увеличение открытости организации для внутренней и внешней общественности. Деятельность второго вида служб направлена на исполнение и коммуникационное обеспечение решений по созданию известности. Определение места пресс-службы в современных коммерческих организациях отражает содержание новой концепции объединения всех коммуникационных отделов субъекта. Возможно слияние пресс-службы с отделом маркетинга в систему интегральной коммуникации или коммуникационного менеджмента. Необходимость четкого определения места отдела по связям с общественностью в системе управления организацией обусловлена тем, что некоторые направления ее деятельности достаточно сложно отделить от функций и действий текущей работы предприятия. Так, например, внутрикорпоративная деятельность пресс-службы тесно связана со службой управления персоналом и службой психолога предприятия. Рассматривая соотношения маркетинга и связей с общественностью, следует учитывать, что некоторые их функции в организации бывает сложно разграничить, поэтому принятие правильного решения о взаимодействии этих функциональных областей служит основой их эффективного сосуществования. При создании нового структурного подразделения в коммерческой организации, полностью не осознавая всю его значимость, а также его функциональное назначение, может возникнуть желание переправить в пресс-службу все вопросы и заявки, не вписывающиеся в проблематику других отделов, или таких вопросов, решение которых не дает ощутимых результатов. В этом случае первейшей задачей является объяснение другим сотрудникам организации назначение данного отдела и то, как он сочетается с другими подразделениями, в частности с отделом кадров, и отделом социальных вопросов, с отделом рекламы. |