Статистика

Процедура деловой оценки персонала

Системы деловой оценки для поступающих на работу и работающих сотрудников различаются между собой.

Оценка кандидата на соискание должности является ответственной процедурой, проведение которой требует большого опыта и высокого профессионализма.

Деловая оценка персонала - кандидата на соискание должности начинается с определения и составления основных требований, которые предъявляются к соискателю. Руководство компании может вести гибкую политику к соответствию претендента на должность основным требованиям. Следующим этапом идет оценка кандидата, которая может проводиться с помощью тестов, опросных листов и в обязательном порядке включает интервью с претендентом. На этом этапе деловая оценка персонала подвергается большому риску подачи ложной, недостоверной информации, поэтому интервью лучше доверить опытным специалистам. В завершение интервью, профессионалы чаще всего уже составляют свое мнение о кандидате, о котором сообщают руководству. И далее руководство компании решает, подходит им представленный соискатель или нет. Для оценки кандидатов применяются следующие методы:

оценка соискателей по резюме и анкетам;

интервью с кандидатами;

профессиональные и психологические тесты;

деловые и ролевые игры;

интервью с профильным специалистом;

выполнение практических заданий на рабочем месте;

выполнение домашнего практического заданий;

изучение рекомендаций с прежнего места работы;

изучение ранее выполненных работ.

Текущая деловая оценка персонала предприятия.

Проводится прямо на рабочем месте по контрольным листам. Применение текущей деловой оценки позволяет оперативно управлять выполнением бизнес-процессов [13, с. 199]. Процедура оценки применяется ко всем категориям сотрудников предприятия. Регулярная деловая оценка персонала, эффективности их работы проводится ежемесячно. Процедура общей оценки проводится для работников компании раз в год. Полная процедура общей оценки применяется для работников категории «Ведущие специалисты» и выше. Для работников нижних категорий применяется сокращенный вариант оценки. Контрольная оценка работы сотрудника проводится с определённым интервалом времени без предупреждения сотрудника об этой процедуре, методом наблюдения, путем заполнения специальных контрольных листов, которые отражают результаты контрольной оценки.

Деловая оценка персонала для выявления актуальных потребностей и мотивов сотрудников организации необходима для выбора наиболее эффективных методов воздействия с помощью мотивации на весь персонал и отдельных сотрудников с целью повышения их работоспособности в интересах фирмы.

Деловая оценка персонала компании в процессе обучения предназначена для определения потенциала работников, уровня их профессиональных знаний и навыков, наличие управленческих и коммуникативных качеств, организаторских и творческих способностей.

Комплексная оценка персонала подразумевает три группы критериев:

) Организационные и деловые качества.

) Эффективность и скорость выполнения основных поставленных задач.

) Уровень организации производства.

Модель представления этой оценки является многофакторной, что дает возможность получать более точные данные. Пример комплексной оценки является диагностическая система. Диагностическая система (ДС) может быть использована в следующих направлениях:

а) как средство оценки руководителя при конкурсном отборе руководителей, желающих пройти курс обучения;

б) в качестве средства выявления потребностей руководителей в обучении и организации этого процесса;

в) для анализа результатов обучения и получения информации при оценке его эффективности;

г) для получения данных о профессиональных и личностных качествах руководителей при их аттестации.

Диагностическая система включает более 20 процедур, сгруппированных в блоки-модули. Для выполнения поставленной задачи подбирается необходимый состав модулей и самих процедур. ДС является открытой системой и может быть дополнена другими процедурами.

Диагностическая система позволяет настраиваться на конкретные условия, пожелания и требования заказчика, но в тех пределах, которые всегда существуют. Несоответствие требований заказчика возможностям системы в основном может быть свидетельством его неадекватного представления о диагностической системе, а также о том, как он в действительности может распорядиться полученным материалом - информацией о руководителях, ему подчиненных или каким-то образом от него зависимых [9, с. 28].

Таким образом, деловая оценка персонала включает в себя этапы: подготовительный, этап оценки сотрудника и его трудовой деятельности, этап проведения ДО, этап принятия решений по результатам ДО. Среди основных методов деловой оценки выделяются: метод шкалирования, метод упорядочения рангов, метод попарного сравнения, метод принудительного распределения, метод анкет, метод управления по целям, оценка по методу черт, оценка на основе анализа труда, оценка по результатам деятельности коллектива. В отдельных случаях используется комплексная оценка персонала, которая подразумевает три группы критериев: организационные и деловые качества, эффективность и скорость выполнения основных поставленных задач, уровень организации производства.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5