Статистика

Инструменты государственного регулирования инновационного развития

Переход к инновационному развитию экономики РФ невозможен без формирования и развития региональных инновационных систем (РИС). В упрощённом виде алгоритм, вытекающий из стандартной концепции РИС, сводится к следующему:

) принятие комплекса мер, направленных на активный рост числа региональных вузов и исследовательских институтов (так называемых провайдеров знаний - новых технологий, перспективных научных исследований и т.п.), университетских компаний и/или содействующих тесной привязке местных фирм к внешним источникам этих знаний;

) привлечение в регион высококвалифицированных трудовых ресурсов и активное стимулирование роста профессиональной квалификации уже имеющегося персонала;

) создание сетей бизнес-инкубаторов для поддержки старт-ап-компаний;

) создание и/или долгосрочное финансирование деятельности исследовательской организации, отслеживающей на регулярной основе ключевые для важнейших региональных промышленных кластеров рынки и технологии;

) создание эффективных механизмов функционирования системы взаимодействия и коллаборационных отношений между региональными компаниями, исследовательскими организациями и государственными учреждениями;

) обеспечение тесных контактов внутри местной бизнес-элиты, то есть развитие формальных и неформальных сетевых организаций;

) обеспечение активного притока в регион венчурного капитала (на ранних этапах финансирования - создание сетей «бизнес-ангелов»).

Одним из первых разработчиков новой концепции РИС стал профессор Филипп Кук из Центра специальных исследований Кардиффского университета (Великобритания). Именно он предложил формальное трехзвенное определение РИС как «набора узлов в инновационной цепочке, включающей в себя непосредственно генерирующие знания фирмы, а также организации, предприятия, использующие (применяющие) эти знания, и разнообразные структуры, выполняющие специализированные посреднические функции: инфраструктурное обеспечение, финансирование инновационных проектов, их рыночную экспертизу и политическую поддержку».

Растущий интерес экономистов-теоретиков к этой концепции подпитывали также множественные эмпирические свидетельства в пользу того, что важнейшие элементы инновационного процесса (такие, например, как собственно генерирование инноваций, трансферт технологий и т. д.), как правило, являются географически локализованными и, тем самым, выдвигают региональный аспект на передний план. В частности, известный американский экономист Майкл Портер указывал на то, что устойчивые конкурентные преимущества фирм на глобальном уровне зачастую обеспечиваются их сильными позициями «на местах»: концентрацией высокоспециализированных производств, персонала, поддерживающих институциональных структур, поставщиков, заказчиков и т.п. в отдельно взятых регионах.

Таким образом, РИС есть феномен территориального развития условий и факторов производства, направления, движения которых формируются под влиянием глобализации и регионализации современной экономической системы в целом.

Перспективы инновационного развития страны во многом зависят от эффективности проводимой государством региональной политики. Для регионов РФ формирование государственной региональной инновационной политики (РИП) связано с разработкой политики, учитывающей специфику и социально-экономическое положение региона. Основной целью РИП является активизация инновационной деятельности в регионе, разработка механизмов ее реализации, а также методов стимулирования технологических изменений в реальном секторе экономики на основе нахождения баланса между рациональными потребностями в современных технологиях и имеющимися заделами в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

РИП, как это следует из анализа материалов законодательных актов, принятых в 49 российских регионах, направлена на решение следующих основных задач:

) определение и реализацию приоритетов инновационной политики, эффективных инновационных проектов и программ;

) разработку и осуществление системы мер по эффективному развитию и использованию инновационного потенциала, наукоемких технологий, инновационной инфраструктуры, и в конечном итоге, на выпуск новой, конкурентоспособной продукции;

) осуществление мер по поддержке продвижения на рынки новой продукции, в том числе по поддержке экспорта новой продукции и (или) новых технологических процессов, созданных российскими производителями;

Перейти на страницу:
1 2