Содержание этики и культуры бизнеса в системе стратегического управления компаний |
В данном случае акцент сделан на определяющей роли перехода к постиндустриальному обществу. Действительно, немецкие предприятия, обращающие сегодня столь пристальное внимание на вопросы предпринимательской этики и воплощающие ее в конкретных типах предпринимательской культуры, не сразу пришли к осознанию их важности. Данные другого исследования, проведенного при участии немецких предприятий, говорят о том, что первой реакцией на возникшие технико-экономические и социальные изменения была стратегия сокращения издержек за счет персонала (сокращение численности и заработной платы). Понимание роли человеческого и социального капитала явилось следствием постепенного перехода национальной экономики Германии (и ряда стран Европы) к постиндустриальному этапу социально-экономического развития. Очевидно, что российской экономике в целом и отдельным предприятиям необходимо преодолеть разрыв с развитыми индустриальными (постиндустриальными) странами. Определенную роль в этом процессе играют амбиции персонала предприятий. Несмотря на превалирование среди крупных российских предприятий традиционного типа предпринимательской этики и культуры, либо по этой причине важно проанализировать этапы формирования этики и культуры на успешных с точки зрения формирования доверия предприятиях. Детализированное рассмотрение формирования предпринимательской этики и культуры на этих предприятиях способно стать основой для выработки рекомендаций по целенаправленному созданию предпринимательской этики, в том числе и на российских предприятиях. Значение истории формирования предпринимательской этики и культуры на этих предприятиях усиливается благодаря тому, что они принадлежат к разным типам. Таким образом, при наличии общих черт в этапах формирования этики и культуры, можно будет рассчитывать на большую генерализацию полученных результатов, на возможность выработки рекомендаций для большего числа предприятий. Опыт предприятия показывает, что «социальная философия», не просто определяет специфику внутриорганизационных связей, но и оказывает влияние на внешнюю среду, привлекая клиентов полезностью от сотрудничества с «этичным» предприятием. Это позволяет предприятию занять относительно благоприятную конкурентную позицию. Активное формирование предпринимательской этики и культуры происходило в период, когда непосредственные хозяйственные результаты не могли быть достоверно идентифицированы. Сегодня кооперация и партисипативное управление являются на предприятии важнейшими предпосылками преодоления сложного периода социально-экономических трансформаций, а предпринимательская этика и культура отвечают за успех адаптационных процессов. Но это едва ли было возможным без наличия относительно длительной традиции привлечения и соучастия работников. Традиция соучастия работников в управлении не просто формирует доверие, она позволяет работникам, менеджменту и Совету предприятия прибрести большой опыт и, соответственно, квалификацию в применении конкретных современных управленческих методик и социальных техник. Введение новых продуктов в производство, ориентация на качество и другие процессы, составляющие основные направления приложения усилий большинства предприятий, не потребовали от офисной мебели коренной перестройки прежних структур. Соответственно реструктуризация не вызвала существенных потерь в производительности труда, конфликта интересов, значительного возрастания трансакционных издержек. Более того, ориентация на формирование внутриорганизационного сотрудничества, характеризующая предпринимательскую этику и культуру на предприятии и развивающаяся посредством внедрения в производственный процесс таких инструментов, как групповая работа и гибкое производство, позволила добиваться улучшений качества и повышения производительности труда быстрее, чем на других предприятиях. Совет предприятия является своего рода стабилизатором, играя важную роль во внутрифирменных информационных, коммуникационных и управленческих процессах. Совет предприятия - способ (место) организации переговорного процесса и согласования интересов между работниками и представителями менеджмента. В этом качестве Совет предприятия - мультипликатор таких процессов. |