Стратегия предприятия: сущность и методы |
Вышеуказанные проблемы компаний, стремящихся попасть на рынок, одновременно являются средствами для укрепления существующих позиций компаний-участников рынка, поэтому они должны приниматься во внимание при разработке стратегии как тех, так и других. Угроза появления продуктов-заменителей. При рассмотрении данного фактора компании необходимо обратить внимание на следующее: · Насколько легко для покупателя переключиться на товар заменитель. · Каково качество и эффективность заменителя. · Готов ли покупатель сменить компанию поставщика. Рыночная власть поставщиков. При работе с поставщиками следует обратить внимание на такие факторы: · Обладает ли он известным брендом. · Каков спектр товаров, которыми он торгует. · Каково финансовое положение поставщика. · Доминирование поставщика на рынке. Рыночная власть потребителей. Согласно Майклу Портеру покупателей тоже следует рассматривать как конкурентов отрасли, поскольку они требуют постоянного снижения цен, повышения качества продуктов и услуг, повышения качества обслуживания, что в итоге приводит к снижению прибыли компаний. Уровень конкуренции. Конкуренция между участниками рынка может как усиливаться, так и ослабевать в разные периоды времени. Рост конкуренции обуславливают следующие факторы: · Низкие темпы роста в отрасли. · Высокий уровень постоянных издержек. · Высокие входные барьеры в отрасль. · Наличие одной компании, стремящейся завоевать большую часть рынка. Снижению же конкуренции способствуют ситуации: · Когда компании не стараются отнять друг у друга солидную часть рынка, а стремятся только к получению прибыли в отрасли. · Когда издержки переключения с товара одной компании на аналогичный от другой слишком велики для потребителей. Иногда добавляется шестая конкурентная сила - правительство. Как и любой метод стратегического анализа, модель пяти сил Портера не лишена недостатков. Среди них можно выделить следующие: · Данная модель недооценивает важность конкурентных преимуществ организации. · Модель создана для анализа индивидуальных бизнес-стратегий и не подходит для анализа крупных корпораций. · Портером не предусмотрено создание новых рынков. Применение различных методов анализа рынка для последующей разработки стратегии компании, а также размеры организации, ее сфера деятельности и интересов, конкурентная среда, ресурсы, цели и задачи естественным образом приводят к разнообразию существующих стратегий.
|