Стратегия предприятия: сущность и методы |
Стратегия компании - это комплексный план управления, который должен укрепить положение компании на рынке и обеспечить координацию усилий, привлечение и удовлетворение потребителей, успешную конкуренцию и достижение глобальных целей [25]. Процесс разработки стратегии основывается на тщательном изучении всех возможных направлений развития и деятельности при помощи различных методов анализа и последующем выборе общего направления, осваиваемых рынков, обслуживаемых потребностей, методов конкуренции, привлекаемых ресурсов и моделей бизнеса. Понятие «стратегия» может быть выражено с помощью пять «П»: план, принцип поведения, позиция, перспектива, прием. То что стратегия является неким планом (руководством, ориентиром, направлением развития) явно следует из определения. Однако при реализации стратегии компании сталкиваются с тем, что они не строго ее придерживаются, а скорее рассматривают ее как принцип поведения. Выражение стратегии через понятие позиция является более узким, так как в данном случае она подразумевает расположение определенных товаров или услуг на рынке. Стратегия-перспектива задает направление развития компании в целом, показывает то, куда организация стремится попасть через несколько лет. Поскольку любая фирма существует на рынке не одна и она вовлечена в борьбу с конкурентами, стратегия становится ее приемом в этой борьбе. Несмотря на очевидную значимость стратегии для предприятия, стоит отметить, что в ней есть как положительные, так и отрицательный стороны: . «Стратегия задает направление». Преимущество: компания имеет надежный курс развития в существующих условиях. Недостаток: стратегический курс может помешать организации вовремя заметить новые факторы рынка, которые могут стать потенциальными опасностями. . «Стратегия координирует усилия». Преимущество: стратегия предотвращает хаос, упорядочивая действия сотрудников. Недостаток: чрезмерная координация усилий приводит к «групповому мышлению» в рамках заданной стратегии, препятствуя зарождению новых идей и использованию новых возможностей. . «Стратегия характеризует организацию». Преимущество: стратегия отражает в общих чертах характер организации и демонстрирует ее отличительные особенности. Недостаток: слишком упрощенный взгляд на компанию, способствующий возникновению стереотипов. . «Стратегия обеспечивает логику». Преимущество: стратегия устраняет неопределенность и обеспечивает порядок. Недостаток: такой подход препятствует проявлению творчества и креативности [18]. Вышеприведенные недостатки во многом могут быть устранены, если компания вовремя отказывается от своих взглядов на стратегию как на нечто статичное и занимается регулярными корректировками, основанными на постоянном анализе своей внутренней и внешней среды. Стратегический анализ включает в себя: . Выявление и оценку информации, которую необходимо учитывать при разработке стратегии. . Определение внешней и внутренней среды предприятия, которые будут анализироваться. . Набор используемых аналитических методов. Существует целый ряд методов стратегического анализа, к которым может прибегать организация: 1. SWOT-анализ. Это простой, но широко распространенный метод стратегического анализа, который основывается на выявлении сильных (strengths) и слабых (weaknesses) сторон предприятия, его возможностей и угроз. Первые две категории характеризуют внутреннюю среду предприятия, а последние - внешнюю. Часто результат данного анализа изображают в виде матрицы 2x2, представленной на рисунке. Таблица 1 SWOT-анализ компании
|