Статистика

Профессиональная деятельность как предмет изучения в психологии

В работах А.К. Марковой, профессия - это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально-важные качества. Профессия рассматривается как «система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности, профессиональных особенностей личности, могущих обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении нужного обществу значимого результата, продукта». С точки зрения конкретного человека, профессия - «это деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию». Таким образом, для человека профессия - это источник существования и средство личностной самореализации.

В своей работе «Исследования индивидуального стиля деятельности» В.А. Толочек рассматривает профессиональную деятельность как совокупный продукт общества, а причина ее внутренних закономерностей лежит в особенностях психического и социального.

В.Д. Шадриков определяет профессиональную деятельность как нормативно-одобренную. «В процессе освоения профессии человек «распредмечивает» нормативный способ, превращая его в индивидуальный способ». В.Д. Шадриков подчеркивает общественное значение деятельности, «результат деятельности оценивается, прежде всего, с позиции его значения как «потребительной стоимости» для общества».

По мнению ведущих отечественных ученых А.К. Марковой, В.Д. Шадрикова, А.В. Карпова для успешного выполнения любой профессиональной деятельности специалист должен обладать профессионально важными качествами, а в функции профессионально важных качеств могут выступать как собственно психические и личностные, так и биологические свойства субъекта профессиональной деятельности - соматические, морфологические, нейродинамические и др. Определенные биологические качества индивида, будучи недостаточно развитыми, могут не только являться противопоказаниями к той или иной профессиональной деятельности, но и быть источником неудовлетворенности профессиональной деятельностью.

Таким образом, профессиональная деятельность является особой функцией субъекта, которая служит источником существования и средством личностной самореализации.

При определении предмета психологического знания выделяется в качестве ключевого явления отношение субъекта к труду, мотивация трудовой деятельности, потребности субъекта в профессиональной деятельности и удовлетворение этих потребностей, а в следствие этого, его удовлетворенность трудом.

Перейти на страницу:
1 2 3