Статистика

Профессиональная деятельность как предмет изучения в психологии

Рассматривая профессиональную деятельность как предмет изучения в психологии, необходимо отметить следующее. Профессиональная деятельность изучается как особая функция субъекта в процессе трудовой деятельности. В этом смысле изучение профессиональной деятельности продавцов неразрывно связано с анализом тех особенностей предметной действительности, которые определяют ее содержание, а также с анализом изменений в развитии человека как следствием осуществления субъектом этого вида деятельности.

Проблема профессионального становления личности непосредственно связана с вопросами освоения профессиональной деятельности, с вопросами развития и реализации личности на различных этапах ее профессионального пути.

Психология труда - отрасль психологии, изучающая условия, пути и методы научно обоснованного решения практических задач в области функционирования и формирования человека как субъекта труда.

В процессе трудовой деятельности человек выполняет общественно-необходимую функцию прилагая определенные усилия в достижении своих целей и направленные на результат.

Эволюция общества привела к разделению труда и формированию профессий. Профессия представляет собой область, в которой создаются определенные продукты, имеющие потребительную стоимость. Профессиональная деятельность предполагает выполнение трудовых функций в определенной области и создание определенных продуктов.

Следовательно, профессиональная деятельность как предмет изучения в психологии представляет собой определенный аспект в области психологии труда. Профессиональная деятельность как предмет психологии есть воспроизведение данной реальности на абстрактном уровне путем выявления наиболее значимых с научной и практической точек зрения закономерных связей и отношений этой реальности. Предметом любой науки выступает не просто некое явление или процесс объективного мира, а результат теоретического абстрагирования, позволяющий выделить определенные закономерности развития и функционирования изучаемого объекта, специфические для данной науки и никакой другой. Такого рода абстрагирование определяет ту часть, сферу, сторону, аспект психологической реальности, на которую направлена деятельность психолога.

В процессе формирования психологии труда как науки выделилось 2 направления: эмпирическое, связанное с практическим решением задач прикладные исследования, пригодные для непосредственного практического использования разработки, и направление теоретического поиска, своеобразной «разведки», проведение целенаправленных фундаментальных исследований и накопление теоретических знаний, на основе которых формируются фундаментальные модели личности, деятельности и др.

Отрасль психологии труда как науки формируется именно на базе накопленных отдельных знаний о труде подкрепленных практическими исследованиями.

Сегодня идет активный процесс интеграции психологических знаний о труде и знаний из смежных наук и все это скреплено тесной связью с практикой.

Лица, осуществляющие организацию производственного процесса, берут на себя функции психологического анализа труда и становятся специалистами по подбору персонала и методам работы с персоналом.

Психология труда существует как множество взаимодействующих подходов, направлений, школ, концепций. При определении предмета психологического знания выделяется в качестве ключевого явления отношение субъекта к труду, его удовлетворенность трудом, мотивация трудовой деятельности, потребности субъекта профессиональной деятельности.

Психологический анализ деятельности, по мнению А.Н. Леонтьева, состоит «не в выделении из нее ее внутренних психических элементов для дальнейшего обособленного их изучения, а в том, чтобы ввести в психологию такие единицы анализа, которые несут в себе психическое отражение в его неотторжимости от порождающих его и им опосредствуемых моментов человеческой деятельности».

Перейти на страницу:
1 2 3