Анализ внешней среды помогает контролировать внешние по отношению к фирме факторы, получить важные результаты (время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз, время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств и время на разработку стратегий). Для этого необходимо выяснить, где находится организация, где она должна находиться в будущем и что для этого должно сделать руководство. Угрозы и возможности, с которыми сталкивается фирма, можно выделить в семь областей:
1. Экономические факторы. Некоторые факторы в экономической окружающей среде должны постоянно диагностироваться и оцениваться, т.к. состояние экономики влияет на цели фирмы. Это темпы инфляции, международный платежный баланс, уровни занятости и т.д. Каждый из них может представлять либо угрозу, либо новую возможность для предприятия.
2. Политические факторы. Активное участие предпринимательских фирм в политическом процессе является указанием на важность государственной политики для организации; следовательно, государство должно следить за нормативными документами местных органов, властей субъектов государства и федерального правительства.
. Рыночные факторы. Рыночная среда представляет собой постоянную опасность для фирмы. К факторам, воздействующим на успехи и провалы организации, относятся распределение доходов населения, уровень конкуренции в отрасли, изменяющиеся демографические условия, легкость проникновения на рынок.
. Технологические факторы. Анализ технологической среды может по меньшей мере учитывать изменения в технологии производства, применение ЭВМ в проектировании и предоставлении товаров и услуг или успехи в технологии средств связи. Руководитель любой фирмы должен следить за тем, чтобы не подвергнуться “шоку будущего” , разрушающего организацию.
. Факторы конкуренции. Любая организация должна исследовать действия своих конкурентов: анализ будущих целей и оценка текущей стратегии конкурентов, обзор предпосылок в отношении конкурентов и отрасли, в которой функционируют данные компании, углубленное изучение сильных и слабых сторон конкурентов.
. Факторы социального поведения. Эти факторы включают меняющиеся отношения, ожидания и нравы общества (роль предпринимательства, роль женщин и национальных меньшинств в обществе, движение в защиту интересов потребителей) .
. Международные факторы. Руководство фирм, действующих на международном рынке, должно постоянно оценивать и контролировать изменения в этой широкой среде.
Таким образом, анализ внешней среды позволяет организации создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается в этой среде. Для успешного же планирования руководство должно иметь полное представление не только о существенных внешних проблемах, но и о внутренних потенциальных возможностях и недостатках организации.
При анализе внешних факторов обычно выделяют два их типа:
) факторы прямого воздействия, иногда называемые ближайшее окружение;
) факторы косвенного воздействия, иногда называемые общее окружение;
К факторам прямого воздействия относят те, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации.
В приведенной таблице (табл. 2.5.) рассмотрим влияние обоих типов факторов внешней среды на анализируемое предприятие.
Таблица 2.5.
Факторы, воздействующие на деятельность ООО «Вокруг Света» веб- сайт «Путешествуй».
№ п/п |
Наименование факторов |
Характер влияния факторов на деятельность организации (возможности/угрозы). |
1 |
2 |
3 |
Прямо воздействующие факторы |
1. |
Поставщики | |
1.1. |
Поставщики энергии. |
У: Повышение тарифов не только негативно скажется на платежеспособности фирмы, но и заставит опираться на рекламные услуги сайта. В: В случае вступления в силу ряда законов, направленных на поддержание малого бизнеса через снижение тарифов ЖКХ, предприятие повысит свою платежеспособность. |
1.2. |
Поставщики оборудования и ПО. |
У: Оборудование и программное обеспечение компании и сайта нуждается в постоянном обновлении. В: Заручившись долгосрочным контрактом на приобретение ПО и ремонт компьютерной техники можно добиться существенных скидок у компании-поставщика оборудования, также возможны бартерные услуги) |
2. |
Конкуренты. |
У: Схожий список предоставляемых услуг, схожее качество предоставляемых услуг ведет к перемещению основной доли рынка в руки той компании, которая провела наиболее эффективную рекламную компанию. Таким образом, при сходном качестве услуг, но более выгодных ценах компания может остаться в тени известных конкурентов. В: Компания-конкурент может и помочь в ведении бизнеса, так как активная и честная конкуренция приводит к необходимости проведения экстренных мер по развитию компании. |
3. |
Потребители. |
У: Благоприятное мнение о компании тех людей, которые уже воспользовались нашими услугами может вызвать эффект «сарафанного радио», работающего как крайне эффективный и доступный рекламный инструмент. В: Негативное же общественное мнение создаст неблагоприятный имидж компании, который может повредить ее дальнейшему росту и процветанию. К тому же, на начальном этапе потребители представляют собой аудиторию, склонную к быстрой смене интересов и ориентиров. |
4. |
Законы и государственные органы. |
У: В случае вступления в силу ряда законов, направленных на поддержание малого бизнеса, предприятие получит ряд льгот, которые сможет применить для снижения затрат и увеличения выручки. В: В обратной ситуации предприятие может попасть под «пресс» необходимых проверок, штрафов и взносов, вследствие чего предприятие будет вынуждено решать проблемы с законодательством вместо того, чтобы добиваться качественного обслуживания потребителей. |
Косвенные факторы. |
5. |
Научно-технический прогресс. |
Появление новой программного обеспечение и специальных программ улучшающей качество работы сайта ведет за собой как угрозы, так и возможности. Угроза состоит в том, что при не должном слежении за научно-техническим прогрессом ПО может устареть и потерять свою высокую производительность. Положительная сторона в возможности постоянно обновляние ПО, что позволит добиваться высокого качества обслуживания клиентов. |
6. |
Международные события. |
В: Проведение различных спортивных и необычных мероприятий, что позволит предлагать нетривиальные путёвки. |
7. |
Политический фактор. Отношения с местной властью. |
У: Возможно вмешательство в структуру предприятия со стороны государства и местной власти. Также не исключается возможность появления угрозы со стороны недобросовестных госслужащих, рассматривающих появление нового предприятия как новый способ обогатиться. В: Возможность участия в программах, связанных с различными государственными программами по молодежной и культурной политике. |
8. |
Экономический фактор. |
Угрозу представляет только экономический кризис, который повлечет за собой отток клиентов с рынка. Войны, стихийные бедствия, которые увеличат отток клиентов. |
9. |
Социально - культурный фактор. |
Организация и участие в различных мероприятиях, как спонсор и участник, что прежде положительно будет влиять на бренд, а также компания будет более узнаваема. Помощь и поддержка пострадавших в стихийных бедствиях. Участие в благотворительности Разработка различных конкурсов в интернете для молодёжи. |
|