Анализ государственных и общественных требований к специалистам сферы туризма |
С помощью ЮНЕСКО международные туристские организации провели ряд международных конференций по разным вопросам развития общества и культуры. Непосредственное общение представителей разных стран и культур во время туристских взаимообменов, деятельность международных туристских организаций, направленная на усиление взаимовыгодных связей между народами - все это оказывает содействие не только взаимообогащению культур, но и сближению народов, делу утверждения мира. В последние годы многие ученые разных направлений обратили свои взоры на туризм, изучая его феномен и создавая тем самым предпосылки для развития этой сферы экономики в России. По определению Всемирного Совета по туризму и путешествиям (Брюссель) современный туризм в его экономическом аспекте характеризуется как крупнейшая индустрия мира (3,5 трлн. дол. США оборотного капитала), главный налогоплательщик, самая динамичная область мировой экономики [25]. Туризм - это и разветвленная социальная служба, которая предоставляет рабочие места сотням миллионов людей; это и система путешествий и экскурсий; это и форма рекреалогии, основанной на антропоэкологической парадигме. О масштабности и "весомости" туристских услуг свидетельствуют, например, такие показатели потребления - американская модель: на протяжении года 230 млн. американцев способны оплатить 45 млрд. ресторанных обедов, 675 млн. гостиничных номеров, 1133 млрд мест в самолетах. В Соединенных Штатах туризм второй по значению работодатель, который обеспечивает рабочие места приблизительно 10 миллионов человек. В более чем половине американских штатов - это крупнейшая область экономики, которая каждый год поставляет товаров и услуг более чем на 400 млрд. дол. В особенности следует подчеркнуть, что туризм является общественной сферой гостеприимства, которая в особенности выразительно демонстрирует его сервисный, нетехнологический характер. Уже названные ипостаси туризма достаточны для того, чтобы охарактеризовать туризм как сложный многоаспектный социальный феномен. За оценкой авторитетных международных организаций, таких как ООН, ЮНЕСКО, ВТО XXI столетие может стать временем "гуманитарного поворота", переходом от деструктивного типа цивилизации с ее варварским отношением к природе, ксенофобией, жестким экономическим и политическим соперничеством к ее человекоориентированной модели. Одним из факторов формирования "цивилизации человека" является этика общения и сосуществования. Обеспечить такую культуру призваны все общественные институты - экономика, политика, дипломатия, образование, наука и искусство. Но одним из центральных звеньев, способных интегрировать человечество, преодолевать тенденции сепаратизма, вражды и взаимоподозрения, является туризм [26]. Своими собственными исключительно многогранными возможностями туризм способен решить целый ряд взаимосвязанных проблем высокого общественного звучания. Одна из них - обеспечение интеграции нашего "разорванного мира", содействие усилению тенденций солидарности, коммунитаризма. " .Благодаря прямым, спонтанным и ненастырным контактам, которые их осуществляют мужчины и женщины, которые представляют разные культуры и образы жизни, туризм, - отмечает Глобальный этический кодекс туриста, - оказывает содействие обеспечению в мировых и региональных сообществах атмосферу добрососедства и гостеприимства". Важной составной философии туризма можно рассматривать его нравственно-психологический компонент. Этика туризма - одна из форм профессиональной морали для тех, кто специально занимается этим видом общественной деятельности. Однако об определенных нормах и границах, в которых может разворачиваться туристская деятельность, люди начали задумываться задолго до появления самого термина "туризм" [35]. Участники международного семинара "Реализация этических принципов при развитии туризма" (сентябрь 2000 г. - Тель-Авив) в особенности подчеркивали, что в поведении как туриста, так и специалиста туристского дела (туроператор, турагент, руководитель турфирмы и т.п.) нравственно-психологические качества займут видное место. Каждая порядочная, воспитанная личность при встрече с незнакомыми людьми старается, как правило, создать приятное впечатление, быть дружелюбным, радушным, внимательным. Другое дело, когда для отдельной части этих людей моральная культура оказывается сугубо функциональной, ведь невежливое обращение с "клиентом" угрожает успешному бизнесу. Однако, современный взгляд на туризм и его действующих лиц состоит в том, что эта форма общественной деятельности также должна в полной мере отвечать "человеческим измерениям", быть гуманно центрированной, при этом не по форме, а по сути. Не случайно профессионалы туристского дела считают, что туризм может планироваться и практиковаться как "привилегированное средство индивидуального и коллективного усовершенствования". Объединяясь с духовным раскрепощением - ведь турист - это свободный человек - туризм становится уникальным средством самообразования и самовоспитания. |