Статистика

Система взаиморасчетов между подразделениями предприятия за продукцию и услуги

В современных условиях, независимо от организационно-правовой формы хозяйствования организации, все внутренние структурные формирования должны работать на коммерческих началах, обеспечивая самоокупаемость и самофинансирование производственного процесса. Организации функционируют как единое целое в то же время подразделения, входящие в их состав, должны обладать хозрасчётной деятельностью.

Основу финансово - экономических внутрихозяйственных отношений первичных подразделений основного и обслуживающего производства составляет ценовой механизм взаиморасчётов.

Для осуществления деятельности подразделений необходима организация ценообразования, то есть необходимо разработать цены, которые, как правило, называют планово-учётными или трансфертными.

Единые планово-учётные цены необходимы:

для составления хозрасчётных заданий;

установления плановых лимитов затрат;

ведения учёта на подразделениях;

оценки результатов деятельности подразделений.

Применение планово-учётных цен предусматривает:

отражение затрат по подразделениям только в единых ценах;

установление размера отклонений фактической стоимости товарно-материальных ценностей от единых планово-учётных цен и списания их на счета производства в целом по хозяйству.

Внутрихозяйственные планово-учётные цены в обязательном порядке должны устанавливаться в строгом соответствии с действующим порядком организации бухгалтерского учёта затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции в сельскохозяйственных организациях и нормативными актами Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по данным вопросам. Невыполнение этих требований, как показывает практика деятельности большинства сельскохозяйственных организаций, обязательно приводит к так называемому «двойному учёту», то есть когда затраты хозрасчётных подразделений не соответствуют данным бухгалтерского учёта, что в свою очередь порождает как невозможность контроля за расходованием материально-денежных средств хозрасчётными подразделениями, так и «утечку» затрат в подразделениях.

Формирование системы внутризаводских экономических отношений предполагает распределение части прибыли предприятия от реализации между его производственными подразделениями и формирование на этой основе валовой прибыли последних. Распределение прибыли предприятия происходит между производственными подразделениями, которые осуществляют производственно-хозяйственную деятельность на принципах самоокупаемости и частичного самофинансирования.

Распределение прибыли предприятия осуществляется с помощью нормативов, которые устанавливают экономические границы распределения дохода между государственным бюджетом, предприятием и его трудовым коллективом. Эти границы определяются ставками отчислений и платежей. Границы распределения остающейся в распоряжении предприятия прибыли между ним и его самостоятельными производственными подразделениями также определяются различными нормативами, в частности нормативами образования на уровне предприятия фондов накопления, потребления, резервного фонда. Таким образом, распределение между подразделениями может подлежать та часть прибыли от реализации, которая остается после всех расчетов предприятия с государственным бюджетом, государственными и коммерческими банками, другими кредиторами, выплаты дивидендов и образования фондов на уровне предприятия.

Остаточный принцип распределения прибыли предприятия позволяет аккумулировать часть средств на уровне предприятия с целью централизованного решения некоторых важнейших вопросов перспективного развития предприятия (реконструкция и техническое перевооружение предприятия, освоение новых видов продукции, расширение производственных мощностей, осуществление мероприятий в социальной сфере и др.).

Критерием распределения части прибыли предприятия между его производственными подразделениями являются добавленные издержки подразделений, которые включают в себя собственные затраты данного производственного подразделения и затраты (добавленные издержки) вспомогательных, обслуживающих и обеспечивающих подразделений, которые на договорной основе с ним сотрудничают.

Распределение части прибыли предприятия от реализации между его производственными подразделениями происходит пропорционально добавленным издержкам с помощью коэффициента распределения, который доводится до подразделений в виде нормы рентабельности, одинаковой для всех цехов и служб, что обеспечивает равную стартовую базу и сбалансированность финансовых ресурсов на уровне предприятия. На основе коэффициента распределения формируются планово-расчетные внутризаводские цены на продукцию, работы и услуги подразделений, а, следовательно, и прибыль подразделений.

Организация коммерческой и маркетинговой деятельности предприятия