Статистика

Коммуникация, как встреча с «Другим»

коммуникативный компетенция менеджмент массовый

Наличие рядом с нами «Другого», и проблемы, связанные с этим наличием, а также с нежеланием увидеть это наличие, наиболее ярко было показаны Мартином Бубером [Бубер М. Я и Ты. - М.: Высшая школа, 1993. - 175с.]

Смысл различения «Я - Другой» заключается в том, что партнёр по коммуникации - это принципиально другой, то есть непохожий на тебя самого человек. Эта схема заставляет признавать наличие разных мотивов и целей, разных позиций и образов жизни; заставляет понимать это разнообразие и действовать в соответствии с ним. При этом очень важно сохранить оба полюса коммуникации - увидеть Другого, не потеряв (или приобретя при этом) собственное Я.

Ситуация встречи (столкновения, противостояния, координации) с другим формирует внутри коммуникативной компетенции постоянную готовность увидеть в остальных именно других, как отличных от тебя самого. Кроме того, именно такое понимание ситуации коммуникации, даёт этическую составляющую коммуникативной компетенции.

Заключение

Как и все остальные компетенции, коммуникативную компетенцию в принципе нельзя передать через лекционный режим. Это можно сделать либо через тренинги, либо в режиме реальной работы, сопровождаемой консультантом-преподавателем.

Коммуникативная компетенция - одна из тех компетенций, в наличии которой у себя люди наиболее уверены (такой же компетенцией является эстетическая). Как правило, каждый человек считает себя специалистом в дизайне и текстах и готов выносить по поводу текстов и «картинок» критические замечания и суждения типа «я бы сделал гораздо лучше». Кроме того, выделенные ситуации и схемы не являются очевидными, то есть пока не входят в нынешнюю систему воспитания. Поэтому при постановке коммуникативной компетенции проблематизация обязательно должна быть заложена в образовательный процесс.

При совершении коммуникативного действия очень сложно оценить его удачность или неудачность, а тем более - причины неудачи, поскольку причины, по которым люди, по отношению к которым осуществлялось коммуникативное действие, в итоге действуют не в соответствии с поставленными вами целями, - находится в сознании этих людей. И вряд ли они вам об этом будут готовы рассказать. В образовательном процессе поэтому должны быть искусственно созданы механизмы, позволяющие получить «обратную связь».

Выделенные схемы и соответствующие им проблемные ситуации можно в конкретной подготовке передавать в разных учебных курсах, в зависимости от дополнительных задач, общих принципов учебного заведения, где это проводится и т.п. Наш опыт коммуникационной подготовки говорит о том, что если человеком освоены выделенные выше схемы коммуникативного отношения и соответствующие им техники (хотя бы слегка), то за коммуникативную вменяемость и компетентность данного индивида можно больше не беспокоиться. А оттачивать своё коммуникационное мастерство он вполне сможет сам.