Виды, этапы, методы контроля |
В-четвертых, именно контроль обеспечивает управляемость организации, как важное качественное состояние управленческих отношений. В-пятых, управленческий контроль призван обеспечить единство управленческого решения и его реализации. В-шестых, оно является также одним из средств повышения эффективности, так как в результате контроля выявляются не только недостатки, но и положительный опыт, который в дальнейшем находит распространение во всей системе. В-седьмых, контроль способствует укреплению дисциплины и соблюдению законности. Исходя из выше перечисленного, мы можем сделать вывод о необходимости контроля как единственной функции, которая помогает проследить за деятельности организации и корректировать ее с точки зрения эффективности. Особенность функции контроля заключается в том, что в информационные потоки о деятельности организации исходит от объекта управления, а не наоборот как в других функциях. То есть функция контроля обеспечивает обратную связь в системе управления. При помощи обратных связей контроль позволяет субъекту управления выявить на возможно более раннем этапе негативное развитие ситуации и оперативно принять корректирующие меры для эффективного решения любой из возникших проблем. В общем-то, обратные связи - это важнейшая черта, сердцевина контроля. Г.В. Атаманчук отмечает, что с точки зрения интересов контроля необходимо учитывать и анализировать два взаимосвязанных между собой типа «обратных связей» - объективные и субъективные. При этом объективные обратные связи несут информацию о поведении, интересах и других свойствах объекта управления, а субъективные обратные связи характеризуют обоснованность применяемых мер и процедур контроля. Так же важно отметить, что одной из сущностных черт контроля является добровольное соблюдение норм и правил, несущие в себе с одной стороны ограничение действий работников, а с другой стороны защита прав от своеволия и злоупотреблений. Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что трактовка понятия «контроль в управлении» или (что одно и то же) контроля как функции управления представлена в нескольких аспектах: . Контроль - это властное целенаправленное воздействие одних людей на поведение других для того, чтобы убедиться в правильности чего-либо. . Контроль - это процесс проверки и сопоставления фактических результатов с заданными параметрами. . Контроль - это процесс, при помощи которого субъект управления определяет, правильны ли его решения и не нуждаются ли они в известной корректировке. . Контроль - важная составляющая управленческого воздействия (сознательного, продуманного, преднамеренного и зафиксированного в соответствующих правовых и других нормативных установлениях, обязательных для исполнения) на людей через специально созданные структуры, институты. . Контроль - неотъемлемая составляющая процесса принятия и реализации управленческих решений (от его начала и до завершения). . Контроль и оперативное информирование (по принципу обратной связи) - составная часть управленческой деятельности, которая помогает исполнять управленческие решения. Таким образом, контроль представляет собой сложное, многогранное управленческое и социальное явление. Он абсолютно необходим для упорядочения жизнедеятельности людей во всех ее областях. Функция контроля включает в себя определенные процедуры, которые должны быть выполнены в определенной последовательности. Этими процедурами являются: . Сбор информации о результатах деятельности организации на данный момент. . Оценка значимости полученной информации. . Анализ причин, по которым возникли те или иные проблемы. . Прогнозирование последствий этих проблем и предложение корректировки деятельности организации. |