Статистика

Понятие и сущность обучения персонала

Различаются три вида обучения: подготовка, повышение квалификации и переподготовка персонала.

Подготовка персонала - планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров дня всех областей деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способов общения.

Повышение квалификации персонала - усовершенствование знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности.

Переподготовка персонала - освоение новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда [16, C. 184-188].

Предметом обучения являются:

­ знания - получение теоретических, методических и практических знаний, необходимых для выполнения обязанностей на рабочем месте;

­ умения - способность выполнять обязанности на рабочем месте;

­ навыки - высокая степень умения применять полученные знания на практике, сознательный самоконтроль;

­ способы общения (поведения) - выработка характера поведения, соответствующего требованиям, предъявляемым рабочим местом, социальные отношения, коммуникабельность.

Основные направления работы СУП по организации обучения представлены в Приложении А.

Организуя процесс обучения, необходимо учитывать следующие основные принципы:

­ заинтересованность обучаемого в результатах;

­ подкрепление обучения вознаграждением;

­ сочетание обучения с практикой;

­ осмысленное усвоение учебного материала;

­ сочетание традиционных и современных методов обучения;

­ контроль знаний и корректировка обучения;

­ приближенность теории к реальной рабочей обстановке;

­ обеспеченность процесса обучения материальной и технической базой и др. [31, C. 251-256].

Существуют следующие цели обучения персонала соответствующего подразделения, которые в свою очередь определяются стратегией компании и выражают собой потребность организации в обучении.

Цели обучения:

) повышение квалификации - вооруженный новыми знаниями сотрудник может генерировать новые идеи и легко справится со многими проблемами;

) специфика профессии - сотрудники медицинских учреждений, программисты, бухгалтеры и ряд других специалистов по статусу обязаны идти в ногу с прогрессом в своей области. Иначе они потеряют квалификацию;

) соответствие стандартам - в некоторых случаях, например, для прохождения сертификации международной системы качества, предприятие должно включать в свою структуру, наряду с другими обязательными условиями, и постоянно действующую систему обучения персонала.

) международное сотрудничество - наличие определенного количества дипломов и сертификатов у сотрудников может иметь существенное значение в некоторых видах бизнеса. Это является обязательным условием для получения статуса партнера (а вместе с ним и ряда преимуществ) крупной международной корпорации.

) мотивация - получая дополнительные знания за счет компании, работник чувствует заботу руководства о своей персоне. Понимая, что в него вкладывают деньги, он начинает стремиться к максимальной производительности на своем рабочем месте.

) отсутствие специалистов - зачастую необходимость обучения работников фирмы обусловлена отсутствием на рынке уже готовых специалистов. Тут уж без переквалификации никак не обойтись.

) стратегия компании - в некоторых фирмах обучение персонала входит в производственную стратегию - там стремятся воспитывать свои управленческие кадры с «нуля» [25, C. 281-282].

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5