Менеджмент как фактор конкурентоспособности |
Необходимо отметить, что в последние годы растет интерес к постановке профессионального менеджмента именно как к одному из существенных факторов повышения конкурентоспособности. В настоящее время уже никого не надо убеждать в возможности и необходимости применения на российских предприятиях общепризнанных в мировой практике стандартов управления. Вопрос заключается в выборе соответствующей методологии, техник и инструментария внедрения таких систем управления. Переход России от планово-директивной экономики к рыночной привел к появлению конкуренции практически во всех сферах деятельности хозяйствующих субъектов. Исследование проблемы конкуренции и конкурентоспособности до 90-х годов прошлого века в нашей стране не имело необходимости. Термин «конкуренция» не применялась в советской экономике. Так в словаре политической экономии конкуренция определялась как «антагонистическая борьба между частными товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров». Понятие конкуренции совмещалось с анархией, хищническими методами, и тяжелыми социальными последствиями. Элементы конкуренции и конкурентной борьбы были знакомы только руководителям предприятий, чья продукция шла на внешний рынок. Отсутствие частной собственности на средства производства и установление планов для всех предприятий являлось причиной отсутствия конкуренции в Советском Союзе. В настоящее время наличие конкуренции на рынке товаров или услуг, на котором действует российское предприятие, требует от него обеспечения определенной конкурентоспособности или, в противном случае, грозит вытеснением его с данных рынков. В рамках данного исследования проведен анализ сущности конкурентоспособности организации, результаты которого можно свести к следующим. В отличие от широко распространенного заблуждения, конкурентоспособность может рассматриваться не только по отношению к продукции (товарам и услугам), но и к компаниям как целостным субъектам рыночных отношений. При этом, в любом случае, под конкурентоспособностью понимается способность выступать на рынке наравне с уже присутствующими там аналогами. Обеспечение высокой конкурентоспособности компании достигается за счет способности лучше других находить компромисс собственных интересов с интересами в первую очередь заказчиков, а также, что не менее важно, с другими участниками внешнего окружения. Конкурентоспособность продукции - это мера ее привлекательности для потребителей конкретного рынка, относительно конкретных аналогов в данный момент времени. Причем сама привлекательность продукции определяется степенью удовлетворения совокупности различных (часто противоречивых) требований. Их состав и приоритетность определяется не только видом продукции, но и типом (классом) самого потребителя. Факторы, определяющие конкурентоспособность продукции принято делить на три группы: 1. Технико-экономические факторы - качество, цена, затраты на потребление (использование). 2. Коммерческие факторы - условия реализации, предоставляемый сервис, реклама, имидж организации и пр. . Нормативно-правовые факторы - требования безопасности, патентной чистоты, других ограничений. Именно с достижением этих составляющих факторов связывают необходимость в профессиональном менеджменте. При этом руководители предприятий часто попадают во власть очередной иллюзии. Одним из источником «кризиса управления» является рассмотрение самого термина управление, как синонима термина менеджмент. |