Роль мотивации персонала в деятельности предприятия |
Потребности - это состояние человека, испытывающего нужду в объекте, необходимом для его существования. Потребности являются источником активности человека, причиной его целенаправленных действий. Мотивы - это побуждения человека к действию, направленные на результат (цель). Цели - это желаемый объект или его состояние, к обладанию которым стремится человек. Общая схема мотивационного процесса, отражающая его цикличность и многоступенчатость, а также взаимосвязь потребностей, мотивов и целей, представлена на рис. 1.
Рисунок. 1 - Схема протекания мотивационного процесса Представленная схема является довольно условной и дает лишь самое общее представление о взаимосвязях потребностей и мотивов. Реальный же мотивационный процесс может быть значительно более сложным. Мотивы, движущие человеком, чрезвычайно сложны, подвержены частым переменам и формируются под воздействием целого комплекса внешних и внутренних факторов - способностей, образования, социального положения, материального благосостояния, общественного мнения и т.п. Поэтому прогнозирование поведения членов коллектива в ответ на разные системы мотивации весьма затруднительно. Мотивация как функция управления реализуется через систему стимулов, т.е. любые действия подчиненного должны иметь для него положительные или отрицательные последствия с точки зрения удовлетворения его потребностей или достижения его целей. Изучение коллектива может позволить руководителю создать мотивационную структуру, с помощью которой он осуществит воспитание коллектива в нужном направлении. В настоящее время организация эффективной системы стимулирования персонала является одной из наиболее сложных практических проблем менеджмента. Типичными проблемами в организациях, связанными с низкой мотивацией персонала являются: · Высокая текучесть кадров · Высокая конфликтность · Низкий уровень исполнительской дисциплины · Некачественный труд (брак) · Нерациональность мотивов поведения исполнителей · Слабая связь результатов труда исполнителей и поощрения · Халатное отношение к труду · Отсутствие условий для самореализации потенциалов сотрудников · Проблемы «общественного сотрудничества» в деятельности фирмы · Низкая эффективность воздействия руководителей на подчиненных · Низкий уровень межличностных коммуникаций · Сбои в производственном процессе · Проблемы при создании согласованной команды · Слабая перспектива карьерного роста, отражающаяся на рабочем тонусе сотрудников · Противоречия в отношениях между предпринимателем и работником · Низкая эффективность методов нормативного описания труда · Неудовлетворенность работой сотрудников · Низкий профессиональный уровень персонала · Безынициативность сотрудников · Деятельность руководства негативно оценивается персоналом · Неудовлетворительный морально психологический климат · Недостаточное оснащение рабочих мест · Организационная неразбериха · Недостаточное внимание к учебе и стажировке резерва · Неразвитость соцкультбыта предприятия · Нежелание сотрудников повышать свою квалификацию · Неналаженность системы стимулирования труда · Несоответствие между реальным поведением исполнителя и ожиданиями от него начальником · Низкий моральный дух в коллективе · Проблемы в управлении персоналом, склонных к честолюбию, карьерному росту и многие другие. Построение эффективной системы мотивации требует изучения теоретических основ мотивации и применяемых в настоящее время систем стимулирования.
Перейти на страницу:
1 2 |