Содержание современной российской этики бизнеса |
Отсутствие у наших предпринимателей традиций уважительного отношения к потребителю. Лозунг «клиент всегда прав» оказался извращённым. С одной стороны, клиент бывает неправ именно когда его правота была бы справедлива. Во-вторых, клиенты нередко пользуются своей привилегией правоты, совершая наказуемые поступки. Отсутствие уверенности в своих силах и ожидание решения всех своих проблем государством - у одной группы предпринимателей и крайняя агрессивность в бизнесе, неуважение закона и уверенность в том, что все можно решить при помощи связей и денег - у другой. Как следствие, нивелирование значения профессионализма и порядочности как основных элементов успешности бизнеса. Примитивное отношение к понятию «репутация» компании: для большинства честность, прозрачность, независимость, профессионализм - ничего не стоят, зато чрезвычайно высокое значение придается таким формальным признакам успешности, как ордена и медали, победа в карманных рейтингах и т.д. и т.п. Отсутствие реальной конкуренции на рынке, монополизация деятельности, опираясь на близость к власти, вознаграждения и пр. Отсутствие культуры предпринимательства в договорных отношениях: соблюдение сроков выполнения работ, осуществление оплаты практически не для кого не считается обязательным. Хорошо еще, когда взятые на себя обязательства хоть когда-либо выполняются. Как следствие, более уязвимыми являются те, кому должны, те же, кто должен, чувствуют себя вполне комфортно и еще умудряются зарабатывать на благожелательном отношении к своим кредиторам. Большинство предпринимателей строит свою деятельность исходя из желания получить максимальный эффект сегодня, будущее рисуется в тумане да и не представляет большого интереса, средства и мозги в него не вкладываются. Такие качества, как искренность, добросовестность, открытость, постоянная неудовлетворенность достигнутым, отсутствие культа денег, творческое отношение к ведению бизнеса в лучшем случае вызывают у «настоящих бизнесменов» непонимание и улыбку, в худшем - считаются фальшью или недалекостью их обладателя. Поменять что-то в сложившихся на нашем предпринимательском рынке ценностях и перейти цивилизованной этике не так просто. Это сложный и длительный процесс, развивающийся под воздействием предпринимателей, различных государственных институтов, средств массовой информации и общества в целом. Но и консервировать существующую «этику» предпринимательства нельзя. Обществу не может быть безразлично, какие нравственные принципы будут лежать в основе ведения бизнеса, поскольку именно это, в конечном счете, определяет качество его жизни. Но «больное» общество не в состоянии оказывать позитивное влияние на формирование предпринимательской этики. Оно сначала должно выздороветь, что не возможно без соблюдения следующих условий. Политическая и экономическая свобода, которая не возможна без реальной демократии, многопартийности, свободы слова, печати, совести, реальной конкуренции товаропроизводителей, рыночной системы ценообразования, равных условий хозяйствования для любых юридических и физических лиц, суверенитета потребителя. Политическая и экономическая стабильность, определяющаяся сильной исполнительной властью, развитыми парламентскими средствами политической борьбы, развитой системой государственного регулирования, стабильностью законодательства. Уважение к закону и действующему праву собственности - закрывая глаза на пренебрежительное отношение к закону даже в мелочах мы уничтожаем веру в правосудие. Создание гражданского общества, выражающееся в широком участии предпринимателей в работе профессиональных объединений и ассоциаций, профессионализация таких объединений и влияние их на власть. Внедрение в обществе цивилизованных ценностей посредством создания при помощи средств массовой информации соответствующей среды, культивирующей уважение к честному предпринимательству. Все это, к сожалению, на сегодня в России отсутствует и все это предстоит создать, если мы хотим цивилизованно вести бизнес у себя в стране и не быть отторгнутыми нашими более экономически развитыми соседями.
Перейти на страницу:
1 2 |