Социологическое исследование стиля и эффективности руководства в гендерном аспекте |
В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы: . Формирование стиля руководства не имеет определенной взаимосвязи с гендерной типизацией. . В основе выбора определенного стиля руководства лежит специфика лидерской позиции и совокупность индивидуально-типологических особенностей конкретного руководителя. . Средний показатель эффективности лидерства у мужчин выше, чем у женщин. . При сравнительном анализе стилей руководства и успешности управления у мужчин и женщин, мужчины в пределах одного и того же стиля руководства в среднем более эффективны, чем женщины. Исключение составляет либеральный стиль руководства, который у мужчин оценивается как низкоэффективный. Опираясь на результаты проведенных исследований и полученные выводы, рекомендуется при подборе персонала на управляющую должность ориентироваться не на гендерный фактор, а основываться на особенностях лидерской позиции, т. е. способа принятия решений, стиля руководства и индивидуально-типологических характеристиках конкретного кандидата. Беря на ту или иную управленческую позицию мужчину или женщину, работодатель или специалист по подбору персонала не может обеспечить тем самым тот или иной стиль управления. Заключение Существует два подхода к определению гендера: первое, когда говорят о различии между существами женского и мужского пола как о различии «пола», то имеется в виду их биологическое различие; второе, когда говорят о гендере, то исходят их определённых социокультурных дефиниций (определений) понятий женщины и мужчины и предполагают изначально установленное различие их социального положения». Таким образом, гендерные исследования направлены на изучение определённых стереотипов восприятия и межличностных отношений, стереотипов формирования собственной модели поведения и оценки, конструирования идеала с точки зрения принадлежности к биологическому полу. Гендерные исследования носят междисциплинарных характер, стереотипами на уровне отдельных индивидов занимаются, например, психология, педагогика, философия, а на уровне общества - социология, демография, экономика. Гендерные стереотипы индивида формируются с раннего детского возраста, по мере социализации ребёнка в конкретной культурной среде под влиянием множества различных факторов этнического, семейного, бытового, экономического, социально-средового, образовательного, имущественного и иного характера. Стереотипы на уровне общества развиваются в единстве с социально-экономическими, политическими, культурными процессами. Идеалы феминности и маскулинности под влиянием объективных обстоятельств, претерпевают изменения, но не всегда прогрессивного порядка. В российской истории новейшего времени, например, в этом отношении произошёл регресс общественно-значимых ценностей в сторону откровенно патриархальных, то есть к возрождению аргументации пот признаку биологического пола в определении роли индивида в социальной, политической, экономической, культурной и других сферах человеческой жизни. Гендер лежит в основе гендерологии как системы знаний и гендерной политики, предполагающей: формирование правовой базы обеспечения равноправия полов; создание условий и возможностей для равноправного участия в жизни общества всех граждан независимо от пола; паритетное представительство мужчин и женщин в выборных и назначенных должностях; внесение новых элементов женщинами в политическую культуру; реализация женских инициатив в сфере законодательства, отражающего интересы женщин и детей; организация широкого гендерного просвещения населения в России; Гендерология как новое научное направление находится в стадии становления и основывается, прежде всего, на феминологии - науке о женщине и социальном равенстве полов. |